Urban2080 - История всех поселений России

с. Кречево (Петровский погост, Никольский Кречев монастырь, Кречетов, Николаевский Кречев Особный монастырь)

17 сентября 2023 г. с. Кречево (Петровский погост, Никольский Кречев монастырь, Кречетов, Николаевский Кречев Особный монастырь)

Поселение находится: Новгородская область, Старорусский район.

Координаты местности: 58.020183, 31.373304

Дата образования: Впервые село Кречево упоминается в «Новгородской летописи» — 6951 (1442/43) год.

Дата снятия с учета:

Топонимика:

Из книги «Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку» (Издание Археографической комиссии. Санкт-Петербург, 1888 год):

В лето 6951 (1442/43). Постави архиепископ великого Новагорода(1) владыка Еуфимей(2) духовницу камену и сторожку камену(3) в своем дворе. Того же лета поставиша церковь камену святаго Николу(4) на Кречеве [в Русе](5).

Из книги «Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией — 1334-1598 гг.» (Том 1. Санкт-Петербург, 1841 год):

(№ 181) — 1572 Января 22. Жалованная грамота Новгородскаго Архиепископа Леонида Николаевскому Особному монастырю, на Кречеве.

Се яз пресвященный Леонид, Архиепископ Великого Новагорода и Пскова, по прежней грамоте брата своего Феодосья Архиепископа и по подписи на той грамоте братьи ж своей, Архиепископов Великого Новагорода и Пскова Серапиона и Пимина, пожаловал есми в Старой Русе в Николском монастыре, на Кречеве, в Особном строителя старца Иакима да священноинока Кипреяна и всю яже о Христе братью, или кто по них вперед в том монастыре иный игумен с братьею будут: не надобе им платить мой подъезд, ни благословеная куница, ни иные никоторые пошлины, также и десятинники мои корму, и дару, и всех своих пошлин, с них не емлют; а что идет им с варницы с соляные наем в монастырь, и им тем наймом делитись промеж собя, кто в монастыре живет, а за монастырь им чернцом и белцом не давати; а кто пострижетца, или которой чернец вложитца в монастырь, а что даст вкладу, и им теми вклады делитись промеж собя, а за монастырь не давати ничего; а десятинники наши Руские того монастыря строителя и священника с братьею, или кто по них иные игумены и братья в том монастыре будут, и их монастырских людей и крестьян, на поруки не дают и не судят их ни в чем, а суд им во всяких делех передо мною Архиепископом, в Великом Новегороде; а кому будет до того строителя и до священника и до братьи, и по их и до игуменов, и до их людей и до крестьян, каково дело, и он емлет по них у меня у Архиепископа зазывную грамоту, а срок им пишут в зазывных один в году, по Крещеньи Господни в тот же день, а наметывают на них зазывные от Рождества Христова до Крещенья Господня, а от поруки у них не емлют ничего; а кто на них накинет зазывную, или безсудную возмет, не по тому их сроку, как в сей моей жаловалной грамоте писан, и тот срок не в срок, а безсудная не в безсудную; а коли явят сию грамоту моим десятинником, и оне дают с нее явки алтын. Дана грамота в Великом Новегороде, лета 7080 (1572) Генваря в 22 день. — А подписал архиепископль дьяк Феодор Фатьянов.

Да назади грамоты подпись:

Господин пресвященный Александр, Архиепископ Великого Новагорода и Пскова, по сей грамоте пожаловал в Старой Русе в Особном в Николском монастыре на Кречеве черного священника Кипреяна и всю яже о Христе братью, или кто по них вперед в том монастыре иные игумены и священники с братьею будут, сее у них грамоты не рушил ничим; а десятинником своим и всем пошлинником велел ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. А подписана грамота в Великом Новегороде, лета 7085 Ноября в 24 день. — А подписал дияк Бакака Павлов.

Да назади грамоты подпись:

Господин пресвященный Варлам, Митрополит Великого Новагорода и Великих Лук, по сей жаловалной тарханной грамоте, пожаловал в Старой Русе в Особном в Николском манастыре на Кречеве черного священника Левонтья с братьею, что на Полисте: давати им в дом Святей Софеи Премудрости Божии, и мне, за мой подъезд, и за благословеную куницу, и за десятилничь корм, и за дар, и за все мои пошлины, на всяк год, в Софейскую казну, по рублю по Московскому, а платить им та наша дань в Старой Русе десятилником нашим, как ся прилучит, ежегод; а опричь того, сее у них грамоты не рушил ничем, и десятинником своим Староруским и всем своим пошлинником велел у них ходити о всем, как в сей грамоте писано. А подписана грамота в Великом Новегороде, лета 7100 (1592) Маия в 3 день. — А у подписи припись митрополича дияка Максима Коротнева.

В конце другою рукою, приписано:

Пошлин митрополичих взято 9 алтын и 2 денги, да печатного алтын, и отданы печатнику старцу Мисайлу; да диячих одной половины 4 алтыны и 4 денги отданы в казну казначею старцу Пахнотью, да дворецкого алтын ему ж дано; а дияк Максим свои взял 4 алтыны и 4 денги.

Из Сборника грамот Новгородских Владык (XVI века, іn 4°, книга І, грам. 105, л. 121-122). — Найден в архиве Новгородской Казенной Палаты.

Из книги «Летопись Старорусского Спасо-Преображенского первокласного мужского монастыря, в котором находится Чудотворная икона Старорусской Божией Матери» (Составил Иеромонах Сергий Усинин. Новгород, паровая типография А. С. Федорова, 1896 год):

Никольский Кречев монастырь

Упраздненный мужской Кречев монастырь находится в разстоянии двух верст от Спасопреображенскаго монастыря, на северовостоке, на берегу реки Полисти. В 6951 (1442/43) году, архиепископом Новгородским Евфимием построена была в нем каменная церковь, во имя Святителя Николая чудотворца. В 1572 году «Никольскому особому монастырю на Кречеве» дана была жалованная грамота от Новгородскаго архиепископа Леонида, подтвержденная последующими преосвященными. После шведскаго опустошения, при переписи произведенной в 1625 году, в Никольском Кречеве монастыре церковь значится деревянною, пятиглавою, с колокольнею, в виде шатроваго купола. В ней были следующие приделы: преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца и Святаго Алексея, митрополита Московскаго. Когда и кто был основателем сего монастыря и кто были настоятелями в нем, на это никаких сведений в архиве монастырском не имеется. Известно только, что, до 1764 года, Кречев монастырь был приписан к Петербургскому Александро-Невскому монастырю, под названием Петровскаго погоста, в котором, до 1778 года, находился особый причт сосвященно-церковно служителями; с введением же новых штатов, вновь приписан к Спасопреображенскому монастырю в полное владение, со всем церковным имуществом, и принадлежащею ему землею.

По плану и межевой книге, в Кречеве монастыре значилось пахотной земли — 4 десят. 1220 кв. саж., сеннаго покосу — 5 десятин, лесу дровянаго с покосом — 16 дес. 483 кв. саж., под монастырем — 2100 кв. саж., под дорогою, прилегающею к смежным селениям — 852 кв. сажени; всего 26 дес. 2255 квадратных сажен, которыя таким образом сделались собственностию монастыря.

Затем, в 1787 году, игумен Спасо-Преображенскаго монастыря Герман просил митрополита Гавриила, разобрать в упраздненном Кречеве монастыре ветхую каменную церковь, во имя Святителя Николая чудотворца, а кирпич употребить на построение каменных настоятельских келлий в Преображенском монастыре, с возвратом кирпича, если в Кречеве будет строиться каменная церковь, что и было Его Высокопреосвященством дозволено.

В 1802 году, на этом месте построена была вновь деревянная церковь, по благословению преосвященнаго Антония, епископа Старорусскаго. В том же году она была освящена на старом Антиминсе, настоятелем Спасопреображенскаго монастыря, архимандритом Иннокентием, в честь и память Преподобнаго Сергия Радонежскаго. Церковь эта имеет вид и форму первоначальнаго сооружения. Она построена на каменном цоколе крестообразно, с тремя входными крыльцами, об одной главе, на которой водружен железный осьмиконечный крест; в церкве имеется 6 окон, кроме алтаря, который освещается 2 окнами. Внутренность церкви не была отштукатурена до 1858 года: пол был деревянный некрашенный; перед иконостасом поля, возвышен в виде солеи(6) на 4 вершка, в уровень с алтарем. Длина церкви от горняго места до западных дверей — 6 саж., а ширина — 5 саж. Святой престол деревянный(7). На горнем месте икона Господа Вседержителя в деревянном окрашенном киоте, изображенная в архиерейском саккосе(8) с амофором, держащаго в левой руке открытое Евангелие, где написано: «иже отпущаете человеком согрешение их» (Матвея зач. 17), с предстоящими во весь рост, по правую руку — Божией Материю, по левую — Святым Иоанном Крестителем. В лево от престола, в углу — деревянный четыреугольный жертвенник. Иконостас столярной работы в два яруса, окрашенный краскою; вышина его от пола — 2 саж. 2 арш. 12 верш., ширина — 3 саж. 14 верш. Царския двери столярной работы, резныя, позолоченныя; на средине их круглая икона Богоявления Господня, пониже ея — 4 иконы святых Евангелистов. Над царскими вратами позолоченное резное сияние. По правую сторону царских дверей — икона Спасителя, с позолоченною по доске резьбою на подобие оклада, изображеннаго держащим в левой руке открытое Евангелие, где написано: «иже любит отца или матерь» (Матвея зач. 39), а правою рукою благословляющаго. По левую сторону — икона Божией Матери, именуемая Портаитиссы, с такою-же позолоченною резьбою. По правую сторону, за понамарскими дверями — храмовая икона преподобнаго Сергия Радонежскаго, с серебрянным венцом, с таковою же позолоченною по дереву резьбою, держащаго в руке свиток с надписью:

«Внимайте братие себе имети чистоту телесную и душевую, и любовь не лицемерную, от злых же и скверных похотей, отлучатися, пищу же и питие не мятежно имети наипаче же»…

Во втором ярусе, над царскими дверями — икона явления Богоматери Преподобному Сергию. От этой иконы, по обеим сторонам иконостаса — изображения разной величины: Преподобных угодников Новгородских: Антония Римлянина, Варлаама Хутынскаго и проч. Над иконостасом возвышается позолоченный крест.

На клиросах написаны изречения Сивилл.

1. «Сивилла именем Сирсика, яже от Перския страны, ходила возлатых ризах, зраку была младообразна, красотою была зело добра, пророчество ея было до Рождества Христова за 1240 лет сице рекла: сокрушен будет сатана, яко исполнится слово, неведомо, и родится от пречистыя Девы Марии будет на земли пророк великий примирит и нас Богу и Отцу, и к нам на жребяти осли приидет, и человеки заблуждении обратит себе, сам за всех даст, и верующим в него грехи отдаст»…

2. «Сивилла именем Любика, яже от страны Африкийския, от града Любска, была взору средняго, ходила в зеленом венце, была радостна, и смеялась всегда сице рекла: приидет день светлости, и разгонит все же темности будет дан новый дар, Бог превечный воплотится от Девы чистыя, родится от сосцу ея, воспитан будет, немым уста отверзет, слепым прозрения даст, храм благоразоренный исправит, егда его воздвигнет ктому уже не подвижет на веки станет»…

3. «Сивилла именем Дельфика, была доброобразна лицем, ходила во одеянии черном, имела главу откровенну власы своими, а вруках носила всегда воловый рог, сице рекла: в чистую Деву Бог, вселится и в рабии образе Господь облечется тогда уразумеют людие древних пророк пророчеству Господа своего того и аз реку; о человече познай Господа своего, се приидет Господь пророк ради, твоего избавления иже весь мир учением своим просветит, и веруя в онь живот вечный наследствует»…

4. «Сивилла именем Хивика, родом страны, Волоския, ходила распустив власы свои в синих ризах, сице рекла: будет девица вомладых летех честна и велика, и вечному похвалению достойна от всех женских родов приим на своих руках великаго Царя понесет, емуже духом святым приведени будут, приидут царие поклонятся ему здары честными, совершеннаго верою, и воздадут ему славу, и хвалу и честь и вся тварь тому возрадуется»…

5. «Сивилла именем Селлия, ходила в руках с веретоналла в цветочном одеянии, а мечь гол под ноги себе метала, эта Сивилла была довоплощения Бога слова за 1200 лет, сице рекла: снидет на землю Бог великий и родится в человецех от Девы чистыя, всяко животное тому славу воздаст, Небо и земля прославит Божественное время, людем тем будет иже его учение слушати имут видевше чудеса его Бога исповедать»…

6. «Сивилла именем Димофила, была младообразна лицем, в красно цветном одеянии, сице рекла: благоволил Бог избрати себе на земли от Девиц, благовестити Архангелом своим иже благоволением всех превзыде жен вси людие в роде, и роде ублажать ее, праведныя во веки живут ея же пророчество было при Тарквинии царе Римском»…

7. «Сивилла именем Елипостенка, Быстрянския земли, а пророчество ея было жена, сице рекла: призре Господь свысоты надикия люди, и внискости послет на весь свет, христианскому роду избавителя и свободителя от диаволя мучительства, той-же от Девы чистыя родится, человеком скверныя грехи отпустити»…

8. «Сивилла именем Фригия, та была от града Скорожскаго до Рождества Христова за 1000 лет, лицем старообразна и нравом гневлива, сице рекла: послет Господь Бог Архангела Гавриила к Деве чистей и браку не искусней, благовестити ей зачатие, и возвестити ей радость не изглаголанную»…

Кем и когда написаны эти наречения Сивилл — неизвестно.

Бывшая до этого время колокольня при храме преподобнаго Сергия, за ветхостию, неизвестно когда уничтожена. До 1858 года, колокола висели близь церкви: на перекладине, утвержденной на деревянных столбах, висело четыре колокола; из них самый большой весом 10 пудов, на котором в верху надпись:

«Лета (1678 года). Августа з де вылит колокол, сей встаро Русы вспасской монастырь при настоящей власти тоя обители при игумене Иосифе».

Этот колокол, в 1885 году, перелит на 11-ти пудовой, который ныне находится в монастыре для звона на трапезу. В Кречево же перевезен и повешен бывший трапезный колокол в 15 пудов 16 фунтов и, как упомянуто в описи:

«лит в 1780 году ноября 22 дня сей колокол города Старой Русы бывшаго Кречева монастыря церкви Преподобнаго отца Сергия Радонежскаго чудотворца тщанием священнива Иоанна подаянием мирских людей».

Можно полагать, что в то время был, там причт. Затем, еще три малых колокола: один весома 3 пуда, и два — по 1 пуду.

При этой церкви Преподобнаго Сергия, указом Новгородской Духовной Консистории, от 17 февраля 1817 года, разрешено построить деревянный домик для приезда настоятеля и братии, и прочия хозяйственныя службы, как то: скотный двор, гумно, колодец и погреб.

Древняя церковь Преподобнаго Сергия, от ветхости пришла в совершенное разрушение: каменный фундамент под нею осыпался, от времени и самой церкви угражало падение.

В 1858 году, старанием архимандрита Иннокентия и усердием доброхотных жертвователей, церковь приведена в новый и лучший вид. Фундамент подведен новый, стены с фасада обшиты новым тесом и выкрашены охрою, кровля покрыта новым тесом и окрашена мумией, купол — медянкою, глава обита белой жестью, крест железный осьмиконечный, вызолочен заново. С западной стороны была пристроена паперть на каменных столбах; верхняя часть ея, утвержденная на прочных деревянных балках, в виде осьмигранной формы с 8 окнами, сделана для повешания колоколов, где и было повешано четыре колокола для церковнаго звона; глава на колокольне сделана шатром, на котором, на выдающемся шпиле, водружен деревянный крест, обитый медною жестью. Внутри храма сделаны новые полы, утвержденные на каменном фундаменте и прочных балках. Стены и потолки оштукатурены и покрыты брайнцшвейном, иконостас исправлен, резьба вся вызолочена, а тело окрашено белою масляною краскою; иконы все возобновлены без изменения древняго стиля, лампады у икон высеребрены, и весь храм достаточно снабжен нужною утварью и ризницею.

В 1895 году, старанием настоятеля, архимандрита Мелетия, пришедшая в совершенную ветхость церковь Преподобнаго Сергия Радонежскаго, отремонтирована; колокольня же при ней, за негодностию, разобрана; выпавший в основании церкви цоколь заново исправлен; отливы по цоколю вокруг и вся кровля на церкви покрыты новым тесом; наружная обшивка стен перебрана с добавлением новаго теса, и из трех входов устроены новыя крыльца с навесами и колонками; на церкви — глава, яблоко и крест сделаны новые и вся церковь снаружи выкрашена масляной краской. Хозяйственная экономия вся устроена заново, как описана в летописи под этим годом.

Из «Материалов для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. Том 3. Монастыри закрытые до царствования императрицы Екатерины II (881 монастырь)» (Санкт-Петербург, 1897 год. Составил В. В. Зверинский):

(№ 1809) Николаевский — Кречев — Особный, мужской, ныне погост Кречев, Новгородской губернии, Старорусскаго уезда, в 5 верстах к северо-востоку от Старой Руссы, на левом берегу реки Полисти (см. Военно-топографическую карту 10 вер. в дюйме, лист 42). Существовал в ХV столетии, когда в 1443 году здесь была поставлена каменная церковь святаго Николая, архиепископом Новгородским Евфимием. В 1572 году Никольскому особному монастырю на Кречеве дана была жалованная грамата архиепископом Леонидом. По описи 1615 года в нем значилось: «храм каменн, да трапеза дервянная Николай чудотворец и Александр Свирский, да в приделе Онуфрий Великий и Петр Афонский и Нерукотворенный Образ». В 1676 году приписан к Иверскому монастырю.(9)

Урочище на месте опустевшего населённого пункта.

Примечания:

(1) В Толстовском списке Летописи — «новогородский».

(2) В Толстовском списке Летописи — «Евфимий».

(3) В Толстовском списке Летописи нет — «и сторожну камену».

(4) В Толстовском списке Летописи нет — «святаго Николу».

(5) Приб. из Т. Этим и оканчивается Толстовский список Летописи.

(6) Соле́я (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, основание; пол) – представляет собой внутренний элемент пространства храма, возвышенное место, расположенное перед иконостасом, простирающееся от северной части храма до южной, совпадающее по уровню с полом алтаря, что в некотором смысле слова делает солею частью алтаря, выходящую за иконостас.

(7) На престоле находится Евангелие напечатанное в Москве в 1694 году, в царствование Алексия и Петра Алексеевичей, при Святейшем патриархе Андриане.

(8) Са́ккос (греч. σάκκος — «мешок» от ивр. ‏שַׂק‏‎ — мешок, одежда из мешковины, надеваемая в знак скорби) — верхнее архиерейское богослужебное облачение, аналогичное иерейской фелони и имеющее то же символическое значение. По покрою представляет собой длинную просторную одежду, до пят (обычно не сшитую по бокам) из богатой ткани с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. В богослужебную практику саккос стал входить в XI-XII веках.

(9) Ист. Росс. Иер., IV, 874; Архим. Макарий, Церков. ист. опис. гор. Стар. Руссы, 1866 г., 75; Строев, Спис. иер. и наст., 116, № 70; Акты истор., I, № 181 (Ж. гр. 1572 г. строит. Иоакиму и священноиноку Киприану); Макарий, Ист. Р. Ц., VII, 32; Временник Общ. ист., 1857 г., ХХV, 98 (о приписке к Ив. м-рю); Русск. истор. Библиот., V, 833, № 329 (таже грам. 1676 г. ми­троп. Корнилия о приписке к Ивер. м-рю).

Опубликовал(а): Рома Кобальт

Оставить комментарий

Сообщение (обязательно):

Имя (обязательно):

Веб-сайт:

Проверочный вопрос: