Urban2080 - История всех поселений России

пог. Рагушенский (Рагатино, Рагушино)

22 августа 2018 г. пог. Рагушенский (Рагатино, Рагушино)

Поселение находится: Новгородская область, Любытинский район.

Координаты местности: 59.126240, 33.792929

Дата образования: Погост [Пог. Рагатино] отмечена на трехверстной военно-топографической карте Федора Федоровича Шуберта. На карте отражена местность с 1846 по 1863 годы. Источники с более ранним упоминанием данного поселения пока не известны.

Дата снятия с учета: Заброшен с 1998 года.

Топонимика:

Из «Материалов по статистике Новгородской губернии, собранных и обработанных статистическим отделением Новгородской губернской земской управы» (Тихвинский уезд, 1885 год. Обработал заведующий статистическим отделением Новгородской губернской управы С. П. Матвеев):

(№ селения 1119) В селе [Рагушино] было всего 9 строений, в том числе 4 жилых дома. На 1879 год число жителей по приходским спискам составляло 8 человек (4 мужского пола и 4 женского). Приход находился тут же.

Поселение находилось от:
— школы в 2 верстах;
— больницы в 49 верстах.

Количество высеиваемого хлеба:
— ржи 2 четверти;
— овса 4 четверти.

Количество скота:
— 1 лошадь;
— 3 рогатого скота;
— 3 мелкого скота.

Из «Новгородские епархиальные ведомости № 15» (1896 год, стр. 921):

О Рагушенском погосте

В настоящее время, с разрешения епархиальнаго начальства, производится постройка новаго каменнаго храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и святых благоверных князей Бориса и Глеба в Рагушенском погосте, тихвинскаго уезда, новгородской губернии, на том месте, где в XVII веке находился монастырь. Ради, с одной стороны, обращения благочестиваго внимания христианских душ на случай благотворения, ибо, по бедности прихожан, — на средства которых отчасти предпринято построение сего храма, — в предстоящее лето предвидится остановка в постройке, если не поможет благодеющая рука, а с другой — для указания данных, подтверждающих существование в древности монастыря на месте нынешняго Рагушенскаго погоста, — мы и решились предложить сведения о Рагушенском погосте.

На одном из колоколов Рагушенской церкви существует надпись: «7205 [1697] году месяца февраля при Государе, Даре и Великом Князе Петре Алексеевиче, всея России Самодержце, сей святый колокол положил в дом Живоначальныя Троицы в пустынь Рагошино по родителех своих Герасим Евтифеев, с детьми своими». Здесь Рагошино названо «пустынею», а это название в отношении к населенному месту, как известно, тоже что монастырь. Так, например, в новгородской губернии есть Реконской монастырь, который называется «пустынью». Таким образом надпись на колоколе с ясностию говорит, что в Рагушене во время оно действительно был монастырь.

Другим подтверждением, что на месте нынешняго погоста был монастырь, служат старинныя поминанья, виденныя нами в Рагушине. Так, одно из этих поминаний писано па местам полууставом, по местам трудно-чтимою скорописью, и имеет кожаную, без дерева, обертку. В этом поминаньи на первом листке такая надпись: «Сей синодик Троицы Рагошина монастыря». Как ни кратко это надписание, но оно очень ясно говорит в пользу вышеприведенной надписи, сделанной на колоколе Рагушенской церкви. Здесь прямо Рагошино называется «монастырем». Нарочито сочинять такую надпись на поминаньи не было никакой цели для надписчика. Таким образом в этом маленьком «сенанике» можно видеть дорогой памятник, свидетельствующий, что в Рагушине безусловно был во время оно монастырь Приведенному надписанию действительно соответствовало и самое содержание сего поминанья. Текст этого поминанья начинается так: «Помяни, Господи, душа представившихся раб своих иже во блаженней памяти, присно поминаемых создатели святеи обители сей»… После надписания сего поминанья, которое только-что привели, совершенно ясно, что и здесь «святою обителью» названо опять Рагошино. Соответствие между названною надписью поминанья и самым текстом его здесь совершенно полное, что, присовокупим, подтверждает и все дальнейшее содержание сего поминанья. Вначале его поминаются: «святейшие вселенские патриархи, православные цари и царицы, преосвященные митрополиты, благоверные великие князья и благоверныя княгини, боголюбивые архиепископы и епископы, преподобные архимандриты и весь священнический чин и диаконский и мнишеский»… Такое начало сего поминанья напоминает начала нынешних монастырских синодиков, на сходство с которыми указывает и стоящее в надписании сего помянника слово «сенаник». Засим почти рядом перечисляются имена иноков: Ефрема (священноинока), Давида (священноинока), Ерофея (схимонаха), Ионы, Феодорита (схимонаха), Никандра, Илии, Сергия и т. д. Если бы это поминанье не принадлежало монастырю, то такой список иноков, по нашему мнению, по меньшей мере не понятен. Таким образом, на основании и сего памятника весьма возможно полагать, что на месте нынешняго Рагушенскаго погоста в былое время стояла обитель.

Разсказывают, что самый грунт земли в Рагушенском погосте носит некоторые следы остатков монастырской древности. При раскопках земли для фундаментов новых домов рабочие встречали длинныя, искусственно-устроенныя, каменныя мостовыя. Подобныя мостовыя встречаются в подвалах существующих домов. Такия каменныя мостовыя, при нынешних постройках в этой местности, совершенно не мыслимы, а скорее всего это остатки фундаментов некогда бывшей здесь обители.

Старожилы, утверждая факт существования в Рагушине монастыря, указывают даже место, где будто помещался «скотный двор» монастыря. Таким местом они называют поле, принадлежащее ныне Рагушинскому погосту и называемое «Окатово». От погоста до этого поля будет не более полуверсты разстояния, и это поле действительно нельзя не назвать удобным местом для скотнаго двора. На этом «Окатове» указывают даже место, где будто в то время стояла часовня, в которой по временам (особенно при выгоне скота после зимы на траву) служились молебны и бывали кропления святою водою. Это место не может и ныне не привлечь взор наблюдателя стоящим доселе, близ красивой и толстой сосны, обнесенной небольшою каменною оградою, — большим «каменным крестом». Без особой причины нельзя предположить постановку такого креста в подобном месте. Если допустить, что на этом месте была монастырская часовня (а предположить ее нет ничего вероятнее, если согласиться со всем сказанным выше о Рагушенском погосте), — то причина существования здесь креста будет совершенно ясна.

Касаясь истории Рагушенскаго погоста, нельзя умолчать о приписной к этому погосту Успенской церкви. Последняя ныне находится в деревне Никулине и отстоит от Рагушена в 7 верстах. Эта церковь, по преданию, была, до нашествия поляков на Россию в начале XVII века, — приходскою. Она также много потерпела от нашествия врага и даже доселе хранит в себе следы варварства. Вот какой факт передают из истории разгрома этой церкви. Враги, по преданию, сюда прибыли в то самое время, когда в Успенской церкви совершалась божественная литургия. Забыв Бога и святость храма, враги начали резню в самом храме во время упомянутой божественной службы. Здесь, жертвою их ярости, между другими, пал сам служитель святаго алтаря во всем священническом облачении. Это облачение сохраняется и до ныне. Оно состоит из толстой холщовой материи, с пришитым из ситца оплечьем. Кровь жертвы, павшей в нем, представляется теперь в виде черных пятен.

Успенская церковь, о которой мы сказали, отчасти также служит подтверждением мнения о существовании в Рагушене монастыря. Когда монастырь в Рагушене был разграблен и когда Успенская церковь подверглась тому же самому, то благочестивые прихожане последней, болевшие сердцем о разрушенном монастыре, не хотели оставить бывшее место обители без храма. Когда успокоились от разгрома, они стали собирать свои последние гроши и по мере времени выстроили в Рагушине деревянную церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы, в которой и доселе совершается в Рагушене служба Божия. Теперь, когда в Рагушене была выстроена новая церковь и вследствие разгрома Успенской церкви, — был один шаг к обращению первой в приходскую, на место приходской Успенской церкви. Это мало по малу и устроилось, так-что Рагушенская церковь заменила Успенскую, и последняя стала приписною к первой.

Не смотря на сравнительную давность существования как местной Рагушенской, так и приписной к ней Успенской церкви, — эти церкви не были осчастливлены какою-либо более или менее ценною жертвою сторонняго лица, и содержатся доселе исключительно на гроши прихожан; а по бедности прихожан в них нет не только никаких особых украшений, но даже утварь церковная здесь имеется только самая необходимая.

Теперь, по случаю ветхости и малопоместительности деревянной церкви, — и предпринята постройка новаго храма, дальнейшее продолжение которой будет зависеть от степени усердия благотворителей на сие святое дело, о каковой помощи причт и прихожане Рагушена умоляют благочестивых христиан, напоминая, что рука дающаго не оскудеет. Каждая от сердца данная жертва вознаградится благодарною молитвою пред престолом Божиим. Пожертвования просят высылать по адресу: чрез город Тихвин и Знонецкое волостное правление, в погост Рагушено церковному старосте Ефиму Петрову.

Священник: Арсений Вихров.

Из «Списка населенных мест Новгородской губернии» (Выпуск VII. Тихвинский уезд, 1911 год. Составлен под редакцией В. А. Подобедова):

На погосте [Рагушино] было 4 двора, 4 жилых дома, проживало 15 человек (4 мужского пола и 11 женского). Имелись 2 церкви (каменная Святой Троицы) и церковно-приходская школа. Основным занятием жителей являлась служба в церкви. Расположен при озере Тарутино. Смежный с деревней Серёдка и деревней Кулаково.

Поселение находилось от:
— уездного города в 72 верстах;
— железнодорожной станции в 72 верстах;
— волостного правления в 5 верстах;
— квартиры станового пристава в 65 верстах;
— квартиры земского начальника в 36 верстах;
— почтового учреждения в 56 верстах;
— школы в + верстах;
— приходской церкви в + верстах.

Административно деревня относилась к Новгородской губернии, Тихвинского уезда, Звонецкой волости, расположен на церковной земле, 4-го стана, 4-го земского участка.

Опустевший населённый пункт.

Интересный факт:

До революции на небольшом островке (координаты: 59.122587, 33.784591) на озере Жадино стояла деревянная бревенчатая часовня, построенная в 1890 году, в которую священник плавал на плоту в праздник Бориса и Глеба (24.07/06.08) чтобы отслужить молебен. Часовня на острове семантически связана с распространенным в деревнях обычаем помещать часовни в рощи или окружать их кольцом деревьев. Во всех случаях создается замкнутое (ограниченное) сакральное пространство, которое становится «собственным» для святыни и неразрывно связано с ней даже после уничтожения часовни.

Опубликовал(а): Рома Кобальт

Оставить комментарий

Сообщение (обязательно):

Имя (обязательно):

Веб-сайт:

Проверочный вопрос: