Urban2080 - История всех поселений России

д. Вшели (Вшелской погост, Вшельский погост, Щели, Вщели)

12 апреля 2024 г. д. Вшели (Вшелской погост, Вшельский погост, Щели, Вщели)

Поселение находится: Новгородская область, Солецкий муниципальный округ.

Координаты местности: 58.141817, 29.871442

Дата образования: Впервые погост [Вшелской] упоминается в «Писцовой книге обеих половин Шелонской пятины письма Леонтия Аксакова и подьячего Алексея Малахова» — 7090 (1581/82) год.

Дата снятия с учета:

Топонимика:

Из книги «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (Выпуск 9. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, Санкт-Петербург, 1884 год):

23) Георгиевская церковь во Вшельском погосте

Погост Вшели находится при реке Мшаге, в 210 верстах от Петербурга, в 70 от Луги, в 50 от Варшавской железной дороги. Церковь существует здесь с 1796 года. Прежния церковь, освященная в 1720 году(1), сгорела в 1793 году, о чем в церковном уставе под 26-е июня замечено: «В сей день явления иконы, по примеру ранняго обеда, в большой гром и молнию, церковь загорелась, и сгорела в ночи, на день Преподобнаго Сампсона, 1793 года».

Нынешний деревянный храм построен усердием прихожан, из собственнаго леса.

Храм устроен во имя Георгия, с приделами Иоанна Предтечи и Александра Невскаго. Антиминсы на двух престолах полотняные, священнодействованы архиепископом Новгородским Димитрием 1758 года, февраля(2) 15-го дня. В 1860 году церковь перестроена и распространена, а придел Александра Невскаго сделан теплым. Когда стали разсуждать, в чье имя освятить теплый придел, тогда спор решен жребием. Положено было 4 жребия: во имя Святой Троицы, Казанской Божией Матери, Богородицы всех скорбящих и Александра Невскаго. После молитвы причта, вынут был одним из священников жребий на имя Святаго Александра Невскаго. Антиминс теплаго придела новый, освященный епископом Нафанаилом 1859 года декабря 21-го дня и подписанный митрополитом Григорием. На кресте под престолом написано, что престол освящен при державе Александра Николаевича(3), по благословению митрополита Исидора, Лугскаго Екатерининскаго собора протоиереем и благочинным Андреем Ласкиным с иереями местными: Григорием Рыбиным и Мокием Шугозерским, села Верхутина-Никифором Евдокимовым и Турскаго погоста — Михаилом Щегловым; с диаконами: города Луги Евфимием Китаевым и местным Козьмою Григорьевым, в лето от Рождества Христова 1860 года ноября 30-го дня, на память Святаго Апостола Андрея первозваннаго. В 1881-1882 годах исправлена была колокольня деревянной церкви, на сумму в 300 руб. серебром; колокольня поставлена прямо и подведен фундамент из булыжнаго камня.

В храме достопримечательны:

1) икона Тихвинской Божией Матери, с следующею надписью: «7228 году освящена сия церковь Святаго Великомученика Еоргия, месяца мая, седьмой день, при благочестивейшем Государе, Царе и Великом Князе Петре Алексеевиче, всея России, и по благородном и Великом Князе Иоанне Алексеевиче, промеж патриаршества и промеж архиепископа и при епископе Иароне Борисоладоскаго (?) от воплощения Господня 1720 года написан сей святый образ».

2) Колокол, в 7 фунтов, с следующей надписью: «1711 года августа 15-го числа купил Вшельскаго погоста, деревни Большаго Болоцкаго, дворцовый крестьянин Игнатий Петров, денег дал двадцать два рубля».

Кроме деревянной церкви здесь существует каменная, в поле, по другую сторону реки Мшаги, во имя Георгия, с приделами Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери, построенная по проэкту архитектора Александра Елисеевича Соколова. Крестьяне безплатно привезли все строительные материалы, на постройку собрано по книжке 652 руб. 15 коп., от прихожан собрано 1467 руб. 16 коп., кружечнаго сбора, по церкви и по лавкам, 122 руб. 79 коп. Председатель строительной коммисии, купеческий сын Иван Дмитриев Уваков, дал заимообразно 616 руб. 54 коп., а Вшельский волостной старшина Максим Сенюгин — 122 руб. К 1877 году было истрачено на постройку 14468 руб., а нужно было еще истратить более 10 тысяч. 2-го августа 1878 года главный купол провалился. Это навело уныние на строителей. Но они решились продолжать дело. Прихожане обязались платить по 5 руб. с души и по 20 коп. с каждаго проданнаго берковца льна. К 1882 году храм вчерне окончен; работа производится теперь под надзором архитектора Ивана Иудовича Буланова. На отделку храма приходится истратить ещё до 10 тысяч руб. серебром.

При церкви находятся:

1) план и межевыя книги, на два поля, составленныя в сентябре 1785 года;

2) обыски с 1817 года;

3) свадебные документы с 1820 года;

4) метрическия с 1827 года.

Прежния метрическия книги сгорели в доме священника Симеона Григорьева, где оне находились после его смерти. Пожар случился во время похорон сына отца Симеона и произошел от свечи пред образом, которую, при выносе тела, забыли потушить.

По надписям на плане и межевой книге видно, что в 1785 году здесь было два священника, диакон, дьячек и пономарь. На метрических книгах от 1817 по 1827 год указаны два священника, а с 1828 по 1844 год — три священника. Причетников бывало иногда до пяти. В 1855 году причт села Заполья просил у прихожан прибавки церковной земли, но прихожане решились лучше сократить причт, нежели отрезать земли, или дать ругу. Посему часть Запольскаго прихода была отнесена к Вшельскому, и Запольский причт поступил в 3 разряд, а Вшельский — в 1 разряд.

Из прежних священников в одной половине прихода служили: Петр Григорьев Тимофеев, († 1813 году), Георгий Власов, Феодор Смирнов и Федор Литвин, перешедшие отсюда на другие места; Симеон Преображенский, сдавший, по слабости здоровья, в 1852 году место затю Григорию Рыбину.

В другой половине священствовали: Иоанн Евдокимов, из дьячков, († 1848 году); Константин Федоров Сильницкий, зять Евдокимова, († 1855 году), Мокий Шугозерский, поступивший на место Сильницкаго.

Иногда здесь бывало и по три священника. Таковы были: Симеон Григорьев и зять его Иосиф Сажин. В декабре 1867 года священник Щугозерский, по старости, уволен за штат; место его занял Иоанн Медведский. В 1882 году, на место умершаго Григория Рыбина определен Александр Кедринский.

До штатов причт содержался доходами от земли, ругою и платою за требы. Церковной земли, для многочисленнаго причта, было мало и потому причт прикупал землю у крестьян и сам её обрабатывал. Священник Симеон Григорьев имел немалый доход от ульев, которых у него было более ста. Иван Евдокимов, бывший сперва дьячком в Графской Славянке и у Николы Морскаго и поступивший сюда на место отца своего, Евдокима Давыдова, улучшал свой быт тем, что пользовался пособием от одного из помещиков, на воспитаннице котораго был женат. Руги собиралось по четверику (осмине) хлеба (более всего ржи) с каждаго венца. Из доходов за требы самый значительный получался за венчание. Теперь причт уже сам не обрабатывает(4) земли, но или нанимает работника, часто за дорогую цену, или берет, «Пашильца», т. е. крестьянина, который за 30 рублей, или менее, вспашет и посеет, а весь доход с земли получает владелец. Покосы делаются большею частию помочью. Со введения штатов причт отнесен к первому классу и получает 810 руб. Руга теперь совсем прекращена, или дается только по доброму желанию прихожан. Кроме того, при служении молебнов по домам, кроме платы от 6 до 15 коп., дается хлеб от 4 до 5 фунтов. За крестный ход платится от 1 руб. 50 коп. до 3 рублей. Просвирня в доходе доли не имеет, но собирает с прихожан хлеб, в виде подаяния.

Церковной земли 36 дес. 290 квадр. саж., из коих — пахатной 27 дес., сенокосу — 3 дес. Из этого числа на долю священников приходится по 15 дес.; диакону — 5 дес., причетникам 8,5 дес., просвирне — полторы десятины.

У некоторых членов причта есть фруктовые сады.

Священник Медведский живет в собственном доме, священник Кедринский и псаломщик Лебединский — в домах приобретенных на церковныя средства, псаломщик Боголюбов живет в доме свояченицы, вдовы псаломщика.

Соседние приходы — Запольский Ишелинский (Псковской епархии), Лубинский и Боротинский. Из 30 деревень, составлявших прежде приход Вшельской церкви, в 1865 году отчислено, к приходу Малой Уторгощи 5 деревень, в которых было: 131 двор, 469 мужского пола и 493 женского пола. В 1868 году 246 душ мужского пола и 249 душ женского пола отчислены к приходу Болотской церкви. Ныне во Вшельском приходе, по клировым Ведомостям 1883 года, 2096 душ муж. пола и 2426 жен.

Приход составляют следующие деревни: Вшели, Теребуни, Низы, Остров, Узки, Борок, Фомино, Выбойно, Язвищи, Красницы, Сторонье, Стобольско, Старица, Долговка, Подоклинье, Высоко, Тепяницы, Захонье, Бараново, Малахова, Клин, Путники и Утишенье.

В приходе находятся речки: Мшага, Лютеня, Бутолока, Лубовка, Черная, Клиновка и Польская.

Из лесов более значительные называются: Ночные, Соловьи.

Чрез приход, именно чрез деревню Городище, пролегает почтовая дорога из Пскова в Новгород.

Прихожане занимаются земледелием, а особенно обработкою льна.

Прежде была постоянная школа при церкви, а временныя (срочныя) в деревнях: Борке, Низах, Язвищах, Клину, Баранове, Острове, Стобольске и Захонье. В них училось до 100 человек. В училище при церкви учили даром; в других училищах платили по 50 или 40 коп. До 1876 года была здесь земская школа, а в 1877 году открыто одноклассное училище, министерское, в 300 саж. от погоста. В школе учит священник Кедринский.

В церкви, в обыкновенные праздники, бывает до 300 человек, а в большие до 500. Кроме общих и храмоваго праздника, прихожане празднуют: Борису и Глебу — во Вшелях; Николаю и Борису и Глебу — в Теребунях; Флору и Лавру — в Низах; Казанской Божией Матери — в Низах и Борке, по случаю падежа скота; Великомученице Варваре — в Низах, в память холеры 1853 года; Петру и Павлу — в Высоком и Острове; Архангелу Михаилу — в Узках и Клину; Преображению — в Выбойне; Вознесению — в Новоселье и Язвищах; Троице — в Стобольске, Средней и Сторонье; Димитрию Мироточивому — в Красницах; Покрову — в Захонье; Владимирской Божией Матери — в Сторонье; Пророка Илии — в Подоклинье и Рождеству Богородицы — в Баранове и Малахове.

При свадьбах следующия особенности. При обряде «рукобитья», отец жениха выбрасывает из кошелька деньги на стол и предлагает отцу невесты взять из них сколько хочет. Тот берет от 10 и до 50 рублей, смотря по состоянию жениха. При возвращении невесты из бани, невеста и подруги ея, с причитаньями, просят мать невесты впустить её в дом. Мать отворяет ворота и впускает невесту с подругами. Когда невесту одевают к венцу, то кладут деньги в чашку, для невесты. Жених, отправляясь с невестой в церковь, входит в избу в шапке и рукавицах. Шапку и рукавицы снимает сваха — только тогда, когда, после общей молитвы, жених сядет за стол. По окончании предбрачнаго обеда подают пирог, изукрашенный разноцветными бумажками; он оставляется до 3 дня, для молодых. По приезде от венца молодых встречают отец и мать жениха, с хлебом-солью, в вывороченных шубах. В некоторых деревнях, при одевании невесты к венцу, сыплют ей в чулок маку, чтобы жить богато. Если который либо из молодых до свадьбы хворал, то просят позволения вывести молодых из церкви чрез боковыя двери.

Пьянство и безчиние замечается у крестьян только в так называемые «пивные» праздники, большею частию летние или осенние.

Нравственность прихожан и уважение к церкви и духовенству достойны похвалы. Вольные исполняют долг исповеди и причащения; соборуются только старые люди. Иногда прихожане обращаются к колдовству: ходят в деревню «Баламут», Порховскаго уезда, и там, у одного знахаря, окачиваются водою и принимают его наговоры и молитвы. Лечатся крестьяне не охотно; пускать кровь считают грехом; оспу прививать также не заботятся.

В приходе кладбище одно, при церкви. Часовень 12.

Попечительство существует с 1867 года и ныне особенно деятельно трудится над построением новаго храма.

Сельский населенный пункт.

Примечания:

(1) Это, вероятно, та церковь — во имя Святаго Георгия, о которой как стоящей «без пения» упоминается в писцовых книгах 1581-1585 г., лист 294. Там она показана разоренною во время Литовских войн.

(2) В оригинале написано — «февваля».

(3) В оригинале написано — «Николаевичача».

(4) В оригинале написано — «обработывает».

Опубликовал(а): Рома Кобальт

Оставить комментарий

Сообщение (обязательно):

Имя (обязательно):

Веб-сайт:

Проверочный вопрос: