Urban2080 - История всех поселений России

Вновь о судьбе «Алмазов» («Советское фото» №3, 1988)

22 января 2013 г. Вновь о судьбе «Алмазов» («Советское фото» №3, 1988)

Редакционная почта «СФ» свидетельствует, что многие фотографы были бы заинтересованы иметь надежную механическую зеркальную камеру с техническими характеристиками и возможностями камер «Алмаз-103», «104».

«Жаль, что печальная участь постигла «Алмаз-103», на который надеялись любители», — пишет А. Попов из Львова. Фотолюбитель с тридцатилетним стажем А. Трусов из Днепропетровска замечает: «Могу предположить, что с появлением «Алмаза-104» начнется погоня фотолюбителей именно за таким фотоаппаратом. Важно, чтобы изготовителям удалось избежать низкого качества и ненадежности предыдущей модели». «С удовольствием приобрел бы камеру «Алмаз-104», — пишет читатель Р. Суходолов из Набережных Челнов. Писем с аналогичным содержанием — множество. Казалось, что принятые руководством ЛОМО имени В.И. Ленина решения (см. статью в «СФ», 1987, № 5) дадут хорошие результаты. Возобновление выпуска «Алмаза-103» проходило согласно разработанным мероприятиям, «Алмаз-104» планировался к выпуску, для камеры нового поколения — «Алмаз-101» — было закуплено в ГДР шесть тысяч затворов «ВХ».

Но, как говорится, гром грянул среди ясного, хотя и не безоблачного неба: модель «Алмаз-103» не выдержала испытаний, затвор «104» отработал 13 тысяч циклов вместо положенных 50 тысяч. И решением министерства дальнейшие работы по камере «Алмаз-101» были прекращены. Чтобы разобраться в причинах крутых поворотов в судьбе «Алмазов», корреспонденты «СФ» В. Анцев и С. Гришин выехали на ЛОМО.

Публикуем сокращенную запись «круглого стола», в котором приняли участие: В. Вяльбут, заместитель начальника ЦКБ по товарам народного потребления; Ю. Щелоков, начальник СКВ; А. Потемкин, заместитель начальника производства; И. Клебанов, заместитель главного технолога объединения; А. Авдонин, конструктор камеры «Алмаз-103»; А, Гольдин, ведущий исследователь, кандидат технических наук, а также начальники лабораторий, конструкторы, технологи, исследователи.

«СФ»: -Чем объяснить, что ленинградцы, выпускающие сложнейшие оптико-механические приборы, потерпели фиаско в производстве зеркальных камер и не смогли преодолеть барьер мирового уровня десятилетней давности?

ЛОМО: — Ситуация сложилась следующим образом. В августе 1985 года из-за большого процента рекламаций производство «Алмаза-103» было приостановлено. Доработка конструкторской и технологической документации велась в два этапа, после ее завершения мы пытались возобновить выпуск опытной партии в объеме 50 штук. Но волевое решение «сверху» предписывало нам изготовить 100 камер. Мы потеряли время и темп. Из 50 собранных камер только несколько полностью соответствовали техническим условиям. Мы заново проанализировали чертежи, уточнили некоторые нюансы. Но и в тщательно настроенных камерах пробной партии вновь выявились отклонения, связанные с тонкой доводкой, которые не позволили пропустить через ОТК даже несколько фотоаппаратов. С введением на объединении госприемки сложившееся положение еще более обострилось. В свое время выпуск фотоаппаратов высокого класса следовало бы поручить другому объединению — ведь ЛОМО ориентировано на производство массовых камер с деталями более низкого класса точности. Сегодня же объем производства массовой фотоаппаратуры типа «Смена», «ЛОМО-компакт» у нас приближается к 1,5 миллиона штук в год, поэтому все мощности сборочных, а также оптических цехов загружены до предела.

«СФ»: — В 1983 году поспе проведения испытания «Алмаза-103», полученного на объединении, редакция направила на ЛОМО полный перечень замечаний по недостаткам камеры. Московские газеты «Ленинское знамя», «Московская правда» также высказали свои предложения. Чтобы конкретизировать сегодняшний разговор, мы решили продемонстрировать серийный образец камеры, купленный фотолюбителем, инженером С. Гришиным, который был им перебран заново. К настоящему времени камера работает без поломок три года и число срабатываний превысило 18 тысяч циклов. Как уже было установлено ранее, большая часть отказов затвора обусловлена некачественной сборкой и регулировкой. В затворе этого образца пришлось отрегулировать механизм взвода шторок, устранить перезавод пружин и некачественную клепку ламелей, тщательно затянуть винты, поставить силиконовый амортизатор на нижнюю шторку, подвергнуть термообработке ряд деталей механизма. При устранении недостатков в других узлах, например, выяснилось, что из-за люфта при взводе затвора рычаг механизма зеркала отходит в сторону и не фиксируется. Это приводило к непроизвольному срабатыванию зеркала, а затем и затвора. После установки направляющей, непредусмотренной в конструкции, законтривания винтов этот узел работает безотказно. В одних случаях была обнаружена установка ряда «сырых» деталей без термообработки, в других — детали не были отпущены после закалки, из-за чего ушки пружин ломались в процессе эксплуатации. Достаточно сказать, что только после замены заводской смазки усилие на шлице моторного привода значительно уменьшилось.

ЛОМО: — В камере «Алмаз» из последней опытной партии устранены люфт рычага взвода зеркала, отскок второй шторки, доработана «собачка» — деталь, из-за которой проскакивал храповик курка взвода… Термообработка деталей в технологических чертежах безусловно имеется, но как она выполнена рабочим, нам не проверить. «Пережгли» деталь — и вот бракованная пружина. Культура производства у нас еще на недостаточно высоком уровне.

«СФ»: — Высокое качество фотоаппарата создается на каждом рабочем месте, обеспечивается высококлассной технологической оснасткой, культурой производства. Конечно, за каждым рабочим не закрепишь контролера ОТК или Госприемки. Парадоксально, что на объединении не могут обеспечить контроль технологического процесса термообработки. Каков же тогда общий уровень технологического обеспечения производства зеркальных камер? Каковы возможности предприятия, производящего фототехнику?

ЛОМО: — Надо честно признаться, что инспекция чертежей выявила отсутствие технологического обеспечения 200 деталей. Сегодня за счет внедрения нового технологического оборудования, за счет уточнения допусков круг таких деталей снизился до 20.

«СФ»: — Значит ли это, что на ЛОМО нет оборудования для обеспечения высокой точности деталей, входящих в камеры подобного класса?

ЛОМО: — Да, на объединении такое оборудование отсутствует. Технологи не могут гарантировать стопроцентную годность вышеупомянутых 20-30 деталей. Камеры такого класса можно выпускать в объеме не более 1000 штук в год, а не в количествах, которые планируются министерством.

«СФ»: — Были ли в процессе производства реализованы идеи конструкторов, учтены требования к применяемым материалам? Приведите, пожалуйста, типичные примеры отступлений от первоначального чертежа.

ЛОМО: — Существует каталог на материалы, которые можно применять для товаров народного потребления, имеются технологические ограничения по обработке деталей, поэтому не все первоначально задуманное было реализовано. Нередко приходится применять низкосортную сталь с последующим цианированием детали. Но возможности проконтролировать степень цианирования нет. Камера с такой деталью пройдет ОТК и госприемку, однако через 1000 срабатываний может выйти из строя. Из-за технологических трудностей, связанных с обработкой твердых сталей, материал командного кулачка затвора был заменен на латунь. Через 3-5 тысяч срабатываний на латуни появлялись надиры, стружка попадала в механизм. Это привело к тому, что тысячи аппаратов, пошедших в продажу, быстро отказывали. ЦКБ понадобилось много усилий, чтобы вновь восстановить сталь. Для обеcпечения высоких точностей изготовления ряда деталей камеры необходимы специальные станки, прогрессивные технологи­ческие процессы.

«СФ»: — На народном предприятии «Пентакон-Дрезден» пошли по пути самостоятельного изготовления автоматов, исключающих субъективные ошибки на рабочем месте. Так, сборку затвора с высокой точностью производит автомат, заменивший полностью ручную сборку. Мы же в камере «Алмаз» обнаружили неточность приклепки лепестков ламелей к так называемой «скамейке». Следовательно, технологическая оснастка не обеспечивает и сборочные процессы.

ЛОМО: — Допуски на ось, по которым скользит «скамейка», кронштейны, обеспечивающие параллельность оси, столь малы, что на нашем оборудовании выполнить их невозможно. Обновление станков идет медленно, а импортного оборудования цеха не получают.

Наши трудности возникают в результате распыленности конструкторских и технологических сил. Нужна специализация предприятий по выпуску камер разного класса. Тогда целенаправленно будет создаваться специальное оборудование и разрабатываться необходимая технология. На сегодняшний день заводы отрасли перегружены огромным количеством похожих друг на друга камер. Ведутся параллельные разработки с надеждой, что на каком-нибудь предприятии, возможно, сделают удачную, надежную и работоспособную камеру. При таком положении дел нетрудно предположить, что ситуация, сложившаяся с «Алмазами», может повториться на КМЗ, «Арсенале» или другом объединении…

Современная фотоаппаратура состоит из многих комплектующих изделий: интегральных схем, малогабаритных ИФО, моторов для приводов — все это не изготавливается на ЛОМО. Сегодня разработка камер и комплектующих изделий нередко идет параллельно, в одно и то же время. Поэтому по ходу производства приходится перекраивать чертежи, переделывать схемы камеры. Так, для «Алмаза-101» мы получили вместо одномагнитного затвора — двухмагнитный и срочно пришлось решать множество проблем.

«СФ»: — В публикациях журнала неоднократно обращалось внимание руководства оптической промышленности на обилие моделей, технические характеристики которых формально приближаются к современному уровню. Волевые решения зачастую направлены на создание внешнего благополучного фона.

Известно, что на любую отечественную модель камеры составляется карта уровня, в которой технические характеристики проектируемого образца сравниваются с зарубежным аналогом. Нам кажется, что на всех этапах проектирования, защиты проекта и испытаний должны рассматриваться еще две карты: карта уровня входящих материалов, сплавов и комплектующих изделий, а также карта экономического прогноза. Возможно, что после одновременного анализа этих трех документов вы бы пришли к заключению, что без необходимых материалов и сплавов, без технологической базы лучше и не пытаться проектировать современную зеркальную камеру высокого класса. Или, наоборот, получили бы от министерства все необходимое для ее производства. Ведь пора научиться считать государственные деньги и жить по средствам.

В заключение мы попросили Генерального директора ЛОМО Д. Сергеева ответить на несколько вопросов.

«СФ»: — Считаете ли вы, что объединению экономически невыгодно заниматься производством зеркальных камер?

Д. С.: — Сегодня мы подчинены главной задаче — производству массовой фотоаппаратуры. Поэтому реально мы не сможем решить всех проблем, связанных с выпуском «Алмазов», производство которых для нас убыточно.

«СФ»: — Многие читатели «СФ» и некоторые специалисты не считают целесообразным производство однотипных камер на различных предприятиях, копирование достижений из разнообразных зарубежных моделей. Каково ваше мнение?

Д. С.: — Вероятно, было бы правильным сократить число массовых моделей фотоаппаратов, и чем скорее мы определимся в этом направлении, тем лучше. Все, что выпускается на мировом рынке, не сдублируешь, за всеми фирмами не угонишься. Не следует испытывать ущербность от того, что мы выпускаем простые камеры, которые подчас уже не имеют зарубежных аналогов, но пользуются спросом у потребителей. Не надо бояться признать это положение. Лучше определить направление, выработать свою техническую идеологию.

* * *

Все перипетии в производстве камер «Алмаз» и выступления участников «круглого стола» показали, что проблем в отрасли накопилось достаточно много. Все они злободневные, и решать их необходимо оперативно и радикально. На этом мы и хотели закончить публикацию, но решили сообщить, что руководство ЛОМО поддержало предложение редакции о создании инициативной группы по модернизации «Алмаза-104» с целью увеличения ресурса его работы и установки в камеру затвора «ВХ».

Ленинград — Москва, 1987 г.

Опубликовал(а): Рома Кобальт

Оставить комментарий

Сообщение (обязательно):

Имя (обязательно):

Веб-сайт:

Проверочный вопрос: