Urban2080 - История всех поселений России

О создании первых отечественных подводных фотокамер «Аквакон-1» и «Аквакон-2».

19 января 2013 г. О создании первых отечественных подводных фотокамер «Аквакон-1» и «Аквакон-2».

За свои 82 года Александр Самойлович Массарский около 9 месяцев «чистого» времени провел под водой. Сконструировал первые отечественные боксы для подводных съемок. Его фотоаппараты и кинокамеры работали в океане и в космосе. Зубные имплантаты и инструментарий системы Массарского широко используются в медицине. Он воспитал 60 мастеров спорта по самбо и дзюдо. Более именитого постановщика каскадерских трюков в нашем кино не найти… Академик двух международных академий, Заслуженный работник культуры России, Заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук — и это все о нем.

Массарский, подводный, фотоаппарат, боксы, дайвинг

— Александр Самойлович, расскажите, как Вы решили заняться изобретением оборудования для подводной фото- и киносъемки?

— В 1956 году, когда на советские экраны вышел фильм «Голубой континент», в нашей стране вдруг все поняли, как много можно увидеть под водой, как это красиво. Но ведь тогда еще не то что аквалангов — масок не было. Сначала все было самодельное — маски, ласты… В то время я работал инженером на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО), там же тренировал самбистов. При объединении организовал группу подводников и стал конструировать аппаратуру для подводных съемок. Вначале это были боксы. В то время боксы выпускали за границей. Но выпускали как? Для каждой модели фотоаппарата — свой бокс. И в этот бокс не подходил никакой другой аппарат. И тогда я решил, что бокс должен быть универсальным. За основу взял фотоаппарат «Ленинград». Он привлек тем, что у него была заводная пружина, где можно было не переводить каждый кадр, а сразу отснять кадров 18, а позднее и всю пленку. С помощью различных мелких приспособлений я добился, что в моем боксе работали 14 моделей фотоаппаратов: 5 вариантов «Зоркого», несколько видов «ФЭДа», «Зенит» и другие. Таким образом появился универсальный бокс — УКП (универсальная камера подводная).

— Боксы были запущены в производство?

— Тогдашний директор ЛОМО Михаил Панфилов пошел навстречу и сказал: «Давайте будем выпускать. Хотя, — говорит, — сколько таких сумасшедших, как ты, которые лезут под воду? Человек 200 в стране. Ну, ладно, фирма большая, убытки стерпим». Стали выпускать. И бокс оказался очень популярным. Потом его стали повторять в Красногорске для «Зенитов» и «Стартов». Параллельно ЛОМО начало выпускать еще и кинокамеры, я сделал боксы для кинокамер «Спорт», «Аврора». Оказалось, что все наши боксы раз в 10 дешевле заграничных. Это в большой степени способствовало тому, что среди подводников появилось новое увлечение — подводная фотография. А потом уже и подводная киносъемка.

— В 60-х годах Жан де Вутер изобрел герметичный фотоаппарат «Калипсо Фото». Потом японцы купили лицензию у «Ля Спиротехник» и стали выпускать фотоаппарат под названием «Никонос». А у Вас не было желания пойти дальше и сконструировать отечественный аналог?

— Так я его и разработал! Предложил к аппаратам, которые выпускает ЛОМО, сделать герметичный корпус. Красивый, внешне герметичный аппарат, который сможет снимать как под водой, так и в космосе. Вот и родился аппарат, который назывался «Аквакон». В аппарате находился механизм «ЛОМО-компакта». «Аквакон» был испытан и вовсю работал! Я решил модернизировать его встроенной вспышкой и разработал «Аквакон-2». Впервые в этих аппаратах я применил капиллярный глубиномер. До этого в съемочную аппаратуру глубиномер никто не вставлял. Принцип его действия таков: вода, попадая в капилляр, замыкает на разной глубине контакты и, скажем, на глубине более 5-6 м., где без подстветки на цветную пленку реально снимать нельзя, аппарат автоматически включал лампу-вспышку. А на предельной глубине 50 м. включается аварийная подсветка и звуковой сигнал, предупреждающий, что глубже идти не надо!

— Потрясающе!!! Другими словами, это было изобретение на мировом уровне!

— Есть авторское свидетельство на изобретение такой системы. Было сделано 4 экспериментальных экземпляра, они прошли испытания, все великолепно работало. Поскольку под водой в маске невозможно вплотную приблизиться к видоискателю, то был разработан специальный оптический визир, он находится в корпусе… Но тут началась перестройка, на ЛОМО стало не до этих аппаратов, так все и осталось в экспериментальных образцах.

Источник: отрывок интервью из журнала «Подводное обозрение».

Опубликовал(а): Рома Кобальт

Оставить комментарий

Сообщение (обязательно):

Имя (обязательно):

Веб-сайт:

Проверочный вопрос: