Urban2080 - История всех поселений России

пог. Климецкий на Волхове (Климецкой на Волхове)

16 декабря 2021 г. пог. Климецкий на Волхове (Климецкой на Волхове)

Поселение находится: Ленинградская область, Волховский район.

Координаты местности: 59.997373, 32.298130

Дата образования: По сказаниям летописей, церковь на погосте заложена в 1153 году Нифонтом епископом Новгородским.

Дата снятия с учета: В 1703 или 1704 году Петр Великий основал Новую Ладогу и, по его словесному приказанию, жители Старой Ладоги начали переселяться в Новую. В это время вероятно и церковь Климента перенесена в Новую Ладогу.

Топонимика:

Из книги «Писцовые книги Новгородской земли» (Том 2. Писцовые книги Обонежской пятины XVI века. Составил К.В. Баранов, 1999 год):

7064 (1555/56) год — Платежная книга Ладожского наместничества Обонежской пятины и Оштинского стана

Погост Климетцкой на Волхове

За помещики.

Судом и кормом.

Степан Данилов сын Головина да его дети Васюк да Ивашко да Левка, соха без трети. Взято за пятно и за душегубство 3 алтына без московки. |л. 2 об.|

[Царевы] великого князя деревни Ку[зминские] Киприя[нова], 4 сохи [без] трети, а корм с них 3 гривны и 9 д.

Царевы великого князя деревни Марковские Панфильева, пол-2 сохи. Взято корму пол-2 гривны.

Царевы великого князя деревни Григорьевские Тучина, пол-2 сохи. Взято корму пол-2 гривны.

Царевы великого князя деревни Васильевские Щебенкова, пол-3 сохи. Взято корму пол-3 гривны без полуденги. |л. 3|

Царевы великого княз[я деревни … п]олутретью. А корму с тех деревень ладожскому наместнику в год на три празники гривна и 2 д. с четверетцею.

Царевы великого князя деревни Ермолинские Петрова да Катерининские Ивановы жены, 2 обжи. Взято корму с тех деревень, что сходило ладожскому наместнику в год на три празнике 9 д. с четверетцею.

Царевы великого князя деревни Ивановские Немерова, 2 обжы. Взято с тех деревень корму 9 д. с четверетцею. |л. 3 об.|

Царевы [великого князя деревни Фе]доровские Иевля, т[реть сохи. Взято корму, что с]ходило ладожскому наместнику в год на три празники пол-5 д.

Царевы великого князя деревни Гридинские Лутьянова, полтрети сохи. Взято корму, что сходило ладожскому наместнику в год на три празника 2 д. с четверетцею.

Царевы великого князя деревне Дорофеевские Данилова, подсохи. Взято корму пол-7 д., что сходило ладожскому наместнику в год на три празники. |л. 4|

Монастырские.

Судом и кормом.

Ивана святаго из Ладоги соха с третью. Взято за пятно и за душегубство 5 алтын и 4 московки.

Судом и кормом.

Богородитцких из Ладоги треть сохи. Взято за пятно и за душегубство и за татбу с поличным пол-9 московки.

Судом и кормом.

Климетцкого попа Ермолы из Ладоги треть сохи. Взято за пятно и за душегубство и за татбу с поличным пол-9 московки.

Пятном и душегубством.

Николские Медветцкого монастыря полтрети сохи. Взято за пятно и за душегубство три московки. |л. 4 об.|

Земцы.

Судом и кормом.

Ивашка Офоносова пол-4 обжы. Взято за пятно и за душегубство и за татбу с поличным, что сходило ладожскому наместнику 5 алтын.

Судом и кормом.

Гриди Васильева сына Аврамова соха. Взято за пятно и за душегубство 4 алтына и пол-2 московки.

Судом и кормом.

Матфейка да Ивашка да Федка Климовых детей Блудова 2 сохи с третью. Взято за пятно и за душегубство 10 алтын.

Судом и кормом.

Васюка Пантелиева Белокрестного 2 сохи да треть обжы. Взято за пятно и за душегубство 9 алтын. |л. 5|

Судом и кормом.

Микефорка Горбатого соха с полутретью. Взято за пятно и за душегубство 5 алтын.

Судом и кормом.

Тимошки Дементиева соха с третью. Взято за пятно и за душегубство 5 алтын и 4 московки.

Судом и кормом.

Фомки Иевля Дубровского треть сохи. Взято за пятно и за душегубство пол-9 московки.

Судом и кормом.

Сенки Гридина сына Конанова с товарыщи пол-3 обжы с третью. Взято за пятно и за душегубство 4 алтына без […]. |л. 5 об.|

Судом и кормом.

Максимка Онтонова соха без трети. Взято за пятно и за душегубство 3 алтына без московки.

Судом и кормом.

Тимошки Сиделникова пол-3 обжы. Взято за пятно и за душегубство 2 алтына с московкой.

Судом и кормом.

Ивашка Якимова пол-3 обжы. Взято за пятно и за душегубство 3 алтына и пол-4 московки.

Судом и кормом.

Ивашка Вандина Кузмина сына с товарыщы соха. Взято за пятно и за душегубство 4 алтына и пол-2 московки.

Судом и кормом.

Сенки Никифорова с товарищем обжа. Взято за пятно и за душегубство |л. 6| пол-9 московки.

Судом и кормом.

Да земетцкой починок на Бору, Гридка Семенов, полобжы. Взято за пятно и за душегубство пол-5 московки.

РГАДА. Ф. 1209. Оп. 3. № 17151. Л. 1-47.

Из книги «Писцовые книги Новгородской земли» (Том 2. Писцовые книги Обонежской пятины XVI века. Составил К.В. Баранов, 1999 год):

7072 (1563/64) год — Писцовая книга Обонежской пятины письма Андрея Лихачева и подьячего Ляпуна Добрынина

Погост Климецкий на Волхове

И в приправочных книгах Ондрея Лихачева с товарыщи 72-го году написано.

В Обонежской пятине в Климетцком погосте на Волхове за Микитою да за Гришею за Захаровыми детми Седелникова да за их двоюродным братом за Богданком за Степановым сыном Си|л. 18|делникова, деревни за ним, что были за отцы их.

Деревня Старина, а в писцовых книгах Юрья Костянтиновича Сабурова написано Коурково, обжа.

Деревня Смешково, полобжи.

И всево 2 деревни, обжи пол-2.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Новгороду. № 1555/43280. Д. 3. Л. 17, 18.

Из дела НПИ 1596 г. об отделе поместья Ивану Пантелееву сыну Антонову.

* * *

|л. 21| И в приправочных книгах Онъдрея Лихачева с товарыщи 72-го году написано.

В Обонежской пятине в Климетцком погосте на Волхове Пре­чистые Тихвина монастыря, что им дал царь и великий князь, все­го 38 обеж. |л. 22|

И в том числе написано.

За Тихвиным монастырем, что бывали Гридинские боярщины Лутьянова и иных розных помещиков.

(Дрв) Коурково, вопче с(1) своеземцы, на монастырьской уча­сток: (в) Матфейко Логинов, полобжи.

(Дрв) Байково: (в) Микитка Максимов, полобжи, сеят в поле ржи 2 коробьи, сена косят 20 копен в поле и в заводех.

(Дрв) Трещинскоя: (в) Титко Иванов Пышкова да брат его Максимко, 3 обжи, сеют в поле ржи 9 коробей, сена косят в поле и в болоте у Годковского ручья 80 копен. Да у них же за рекою за Злотынею островок, сеют ржи коробью.

(Дрв) Юрово на Ширицы: (в) Петрушка Григорьев да Фешко Назаров, пол-2 обжи, сеят в поле ржи пол-4 коробьи, сена косят в поле 100 копен.

(Дрв) Коярово: (в) Лашук Титов да племянник его Гришка, 2 обжи, сеют в поле ржи 6 коробей, сена косят 50 копен.

(Дрв) Верховье, вопче с(2) своеземцы, на монастырской участок: (в) Иванко Васильев, полобжи, сеет в поле ржи пол-2 коробьи, се­на косят 30 копен.

По тем же приправочным книгам в том же Климетцком погосте на Волхове за своеземцы за Митькою да за Гришкою за Захаровы­ми детми Седелникова з братьею деревни, что бывали за отцы их, всего 2 деревни, а в них пол-2 обжи.

И в том числе деревня Старина, а в писцовых книгах Юрья Костентиновыича Собурова написано Коурково: (в) Волфромейко Лукин, (в) Валфромейко Лукин(3), обжа, сеют в поле ржи пол-3 коробьи, сена 28 копен.

И всего в тихвинской вотчине, что было за ними розных помещиков |л. 23| и земетцких 6 деревень и с вопчею, а в них 9 обеж.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Новгороду. № 464/42751. Д. 8. Л. 11, 12.

Из дела НПИ 1593 г. об отделе поместий Первому Федорову сыну Дирину и Василию Григорьеву сыну Философову.

Из книги «Писцовые книги Новгородской земли» (Том 2. Писцовые книги Обонежской пятины XVI века. Составил К.В. Баранов, 1999 год):

7082 (1573/74) год — Сметный список Обонежской пятины

Ладожской присуд.

Погост Климетцкой на Волхове, а в нем по окладу 88 обеж с полтретью, а сох московских 3 сохи без полполтрети сохи да обжа без трети.

И ис того числа в пусте по обыском выборного Третьяка Репьева 26 обеж с третью, а сох московских соха без полтрети сохи да полполполтрети сохи полполтрети обжы. |л. 50 об.|

И ис того числа во лготе 8 обеж, а сох московских четь сохи да полобжы, а изо лготы выйдут в 89-м году июля в 28 день.

А за тем осталось в живущем по обыском выборного Третьяка Репьева по 79-му году 54 обжы без полтрети, а сох московских 2 сохи без трети да полчети сохи и полполтрети обжы. А ямских денег и примету ялось с них взяти |л. 51| на 82-й год 21 рубль и 17 алтын и 5 д.

Да за пятно и душегубство ладожского наместника с тех же сох, которые судимы в пятне и в душегубстве, 2 рубли и 23 алтыны с полуденгою.

И обоих денег с Климетцкого погоста ялось взяти 24 рубли и 7 алтын и пол-4 д. |л. 52|

РГАДА. Ф. 1209. Оп. 3. № 17140. Л. 1-111.

Из «Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии» (Вып.9. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. 1884 год):

Климентовская церковь в Новой Ладоге

Приходская церковь в Новой Ладоге называется «Климентовскою» по имени св. Климента Римского, которому она посвящена, но в то же время она посвящена и св. Петру Александрийскому.

Климентовская церковь существовала в Старой Ладоге с древних времен. По сказаниям летописей, она заложена в 1153 году Нифонтом еписк. Новгородским. Потом о Климентовской церкви в Старой Ладоге упоминается в других древних памятниках. Так в писцовых книгах Юрья Сабулова за 7004 (1496) год написано: «В Обонежской пятине, в Климецком погосте, на Волхове, в Климецком, Климентовского попа из Ладоги церковная Ермолина деревня Мышкино, сеют ржи три коробьи, сено косит двадцать копен обжа». В писцовых книгах Дмитрия Китаева с товарищи в 7008 (1500) году написано: «в Вотцкой пятине, в Ладожском уезде, в Городенском погосте Климента Святого из Ладоги, деревня Шерега на посаде у города у Ладоги, во дворе поп Ермола Михеев, сеет ржи три коробьи, а сена косит пятьдесят копен обжа треть сохи». В писцовых книгах Андрея Лихачева за 7076 (1568) год написано: «в Климетцком погосте климетцкого попа Гаврила Федорова из Ладоги деревня Мышкино». В писцовых книгах Андрея Плещеева за 7091 (1583) год, написано: «Обонежской пятины, в Климетцком погосте, на Волхове, деревни церковные Климента Святого из Ладоги, пустошь, что была деревня Мышкино, пашни перелогом десять четвертей, сена ставилось двадцать копен обжа. За 7180 (1672) год июня в 21 день. По Государеву, Цареву и вел. кн. Алексея Михайловича, всея великия и малые и белые России Самодержца указу память Филату Шульгину в нынешнем в [7]180 (1672) году бил челом Вел. Государю, Царю и Великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малые и белые России Самодержцу. А в великом Новегороде, в приказной палате, боярину и воеводе князю Ивану Петровичу Пронскому, да дьяку Ермолаю Воробьеву, из Ладоги Климентовской поп Григорий Федоров подал челобитную». (Далее указывается розыскать повальным обыском по челобитной его, о насильственном завладении частью церковной земли разними смежными владельцами). «Подлинная память за печатью сюргучною князя Пронского; лист мерою в сажень и 12 вершков. Успенского девича монастыря строительница Александра с сестрами, в нынешнем [7]204 (1696) году июля в 9 день. Дали мы сию запись церкви Климента Папы Римского священником Клименту Моисееву, Афанасью Васильеву с причетники, в том, что били челом мы Великому господину о пустоши своей Горки. И в то число что стало нам убытков и в тех убытках на них попов не бить челом и в трех их полях. А буде я строительница и с сестрами на них попов в убытках стану бить челом и на нас строительнице с сестрами взять им священником с причетники, за неустойку, десять рублев, а ее запись и впредь в запись в том им сию и запись дали. А запись писали Зеленецкого монастыря служебник (служка?) Алексей Семенов. Лета 7109 (1601) году июля в 10 день и контракт [7]206 (1698) года на землю церковную: «206 апреля в 6 день (перечислены имена крестьян) вымытили (?) есмы города Ладоги, Климентовского собору у священников у Климента Моисеева, да у Офонасья Васильева с причетники, их церковной земли пустошь в Климентовском погосте, на Златыни реки, Мышкино пахать нам крестьяном та церковная их земля пустошь Мышкино и с пятого снопа с нынешнего 206 году апреля с шестого числа и впредь на пять лет по десятой год апреля на тож число». Из этих неясных выписок видно, что владения Климентовской церкви были смежны с владениями Успенского Староладожского монастыря, что при Климентовской церкви было два священника. Но что церковь Климентовская была именно в Старой Ладоге, это видно не из приведенных выписок, а из других памятников.

В 1703 или 1704 году Петр Великий основал Новую Ладогу и, по его словесному приказанию, жители Старой Ладоги начали переселяться в Новую. В это время вероятно и церковь Климента перенесена в Новую Ладогу. Сперва она была деревянная. О перенесении церкви имеется следующее свидетельство. В копии с справки, подданной в Новоладожское духовное правление 19 октября 1780 года сказано: «Когда блаженные и вечные славы достойные памяти Государя Императора Петра Великого Самодержца Всероссийского по изоустному приказанию Ладожское купечество и служивые и всяких чинов жители переведены из Старой Ладоги в Новую Ладогу, тогда и состоящая в Старой Ладоге соборная, святого священномученика Климента, Папы Римского, деревянная церковь с другою при ней теплою деревянною-ж, Нерукотворенного образа Спасова, церковью, из Старой Ладоги в Новую Ладогу перенесены и поставлены. А вместо оных деревянных и обветшавших церквей, уж ныне имеются построены каменные, святого священномученика Климента церковь построена в прошлом 1741 году, рачением умершего Ладожского купца Димитрия Иродионова и прочих доброжелателей; вторая, теплая, Нерукотворенного образа Спасова, с приделами Введения Пресв. Богородицы и рождества св. Иоанна Предтечи, построена в прошлом 1758 году рачением той церкви прихожанина, Ладожского купца Семена Третьякова и прочих доброжелателей». Кроме того в указе Иова, митрополита Новгородского от 18 июля 1707 года говорится: «в прошлом 73 году, по имянному Великого Государя указу переведены из Старые Ладоги в Новую Ладогу, на Волховское устье, посадские и служивые и всяких чинов жители, и по нашему де, Преосвященного Митрополита, указу и грамоте, соборная церковь священномученика Климента в тое Новую Ладогу переведена-ж и поставлена». Упомянутый здесь 73 год есть 1703, потому что в этом же указе далее говорится: «в нынешнем 77 году», а в конце указа прямо выставлен 1707 год, но перенесенная церковь не была соборною, потому что в грамоте преосв. Иова соборною признается церковь Николаевская.

Нынешняя каменная церковь св. Климента построена в 1743 году при Анне Иоанновне и освящена 1743 году, августа 18-го, при Елизавете Петровне, по благословению новгородского архиепископа Амвросия, на средства новоладожского купца Дмитрия Иродионовича Константинова. Факт постройки замечен в церковной описи 1762 года. В декабре 1700 года просили Парфения, епископа ладожского и кекзгольмского, викария новгородского, дозволить им отправлять, 24-го ноября, службу обоим священномученикам, т. е. Клименту римскому и Петру александрийскому и написать лики обоих угодников на одной иконе. Указом 1761 года, января 24-го дня, преосвященный Дмитрий, архиепископ Новгорода и Великих-Лук, благословил праздновать обоим священномученикам вместе, и образ малый, который поставлен для поклонения и лобызания народного, на аналое, написать обоих священномучеников вместе, а местный образ одного священномученика Петра александрийского, написав вновь, поставить близь древнего образа священномученика Климента, который образ отнюдь на другое место не переносить.

Теплая церковь Нерукотворенного Спаса, неизвестно когда, перенесена из Старой Ладоги в Новую, по прошению церковного старосты и прихожан· На освящение ее дана храмозданная грамота и антиминс преосвященным Иовом в 1698 году. В грамоте говорится: «В 206 (т. е. 7206 или 1698) году, декабря в 4-й день били челом нам, преосвященному митрополиту, города Ладоги соборные церкви священномученика Климента церковный староста Савинко Иванов, с приходскими людьми, а в челобитной их написано: в прошлом де годе брат наш, преосвященный Корнилий митрополит, пожаловал, дал из приписного Ивановского монастыря, что в Ладоге, древенную церковь и тое церковь они из того Ивановского монастыря перевели и поставили близь тое церкви священномученика Климента, а по сие число не освящена. И что бы нам, преосвященному митрополиту, пожаловать их приходских людей, благословить тое церковь освятить, во имя Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, и о том дать грамоту и антиминс. И мы, великий господин, преосвященный Иов, митрополит Велик. Новгорода и Великих-Лук, слушав того челобитья, пожаловали, указали тое церковь освятить из Ладоги Никольского монастыря игумену Макарию со диаконом по чину, по новоизложенным о освящении церквей тетратем, и на освящение тое церкви антиминс из софейские казны, мы, преосвященный митрополит, дать велели. Писана в Великом Новгороде лета 7206 декабря в». Построенная, по этой грамоте, церковь, в Новой Ладоге, была деревянная.

Нынешняя каменная, во имя Нерукотворенного Спаса, церковь с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Введения, построена в 1758 году, при Елизавете Петровне, по благословению новгородского митрополита Дмитрия, а освящена 1765 года, января 17-го дня, по благословению Гавриила, архиепископа с.-петербургского и ревельского. Строителем ее, по документам 1780 года, считается ладожский купец Семен Третьяков. О прежней, деревянной церкви, в указе Синода, от 4-го октября 1756 года, дозволявшем постройку каменной церкви, сказано: «а прежнюю ветхую деревянную церковь, разобрав, буде что годится к каковому церковному строению, то на оное употребить, а прочее употреблять на печение просфор». На каменную церковь храмозданная грамота выдана митрополитом Димитрием 1758 года, февраля 22-го дня.

Климентовская церковь холодная. Теплая церковь, во имя Нерукотворенного Спаса, с приделами Рождества Предтечи и Введение. Прежний антиминс Климентовской церкви был освящен новгородским архиепископом Феофаном 1733 года мая 2-го дня. Антиминс на престоле Спасском освящен епископом Смарагдом 1833 года, февраля 5-го, и подписан митрополитом Серафимом. Антиминсы Введенского и Предтеченского приделов освящены архиепископом Гавриилом 1796 года, сентября 17-го дня. В 1874-78 гг. Климентовская церковь возобновлена прихожанами, в память посещения храма и прихода высокопреосвященнейшим митрополитом Исидором (29-го, 30-го и 31-го июля 1878 года). Перестройкой храма заведывала комиссия из священника Верольского, диакона Стефановского, церковного старосты Столярова, купцов: Г. Ф. Нестерова, Илиодора Матф.Кострова, Ив. Григ. Федорова и мещанина Якова Феокт. Феоктистова. Храм был переделан, обновлен вне и внутри, и расписан по стенам. Архитектором при постройке был Конст. Вас. Фортунатов иконостас писал художник Колчин. Обновленный храм освящен преосвященным Гермогеном 1878 года, июня 30-го дня. Кроме обновления храма устроен новый дубовый престол и жертвенник; верхняя доска престола сделана из кипариса; устроены новые облачения и многие предметы церковной утвари, напр. дарохранительница (пожертв. Ковригин), ценою в 250 руб.; напрестольный крест (купчихи Федоровой) в 100 руб.; хоругви, ценою в 600 руб. – купца Евсевиева. Вся переделка храма стоила 14,079 руб. 36 коп. При освящении храма на престол возложен новый антиминс, а под престолом – св. мощи в сребропозлащенном ковчеге.

В последние годы в храме переделан пол: вместо деревянного сделан плитный, так как деревянный испортился вследствие сырости, образовавшейся от разлива Волхова.

К достопримечательностям принадлежат: 1) напрестольный четвероконечный, сребропозлащенный крест, с мощами святых и с частицею от гроба великомученицы Варвары. 2) На жертвеннике восьмиконечный крест, с мощами. Крест этот «в створах», писан иконописью, на дереве. По сторонам распятия – Божия Матерь и Иоанн Предтеча, а на «створах» лики святых. 3) Икона святых, братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента, Исаакия, основателей Сокольницкого, Новгородского, Девичьего монастыря, почивающих в Новгородском монастыре Антония римлянина и прославляемых церковью 17-го июня. 4) Крест с следующею надписью: «1701 году, по указу великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великия и Малые и Белые России самодержца, посыланы были на службу его великого государя, из Великого Новаграда, новгородских полков капитаны и с белогородскими стрельцами, в город Ладогу, и по наряду и по памяти от ладожского воеводы велено идти им из Ладоги к немецкому свейскому рубежу, к Лавуйской и Корыхановской заставам, и по указу великого государя, приехал в город Ладогу князь Григорий Путятин, с ратными конными людьми, и велено им капитанам, с белогородскими и ладожскими стрельцами, быть у него Григорья в полку, и велено ему Григорью идти с ратными людьми в село Сару, и в том селе свейские люди осадили новгородских полков капитанов, с белогородскими и ладожскими стрельцами, всего 400 человек, и в селе Саре как стрельцы сидели в осаде, генваря 21-го числа, явление было честного креста ладожскому стрельцу Иоанну Васильеву. Пришед бо к нему некий человек, и благословляет его крестом и велел сказать начальным людям и всем ратным, и без боязни сидеть и крест велел им взять с горницы и с собою вынести изосаду и поставить в церкви и тот крест вынесен. Второе явление во сне ладожскому конному казаку Петру Лосовикову: «января 24-го дня, явишася святый мученик Феодор Стратилат и Феодор Тирон и Георгий со крестом и Дмитрий, и рекоша, что де вы спите, неприятельские люди зажгли, а они неприятели привезли щит к конюшне на девяти санях и зажгли и, святых мученик заступлением, от огня невредимы быша, и около села Сары было немецких людей пять тысяч и больши, да четыре с ними пушки, да верховая мазжера (?), а боев и приступов 12, а в осаде были 11 дней, генваря с 17-го по 28-е число, и помощию Божиею и покровением пресвятые и чудотворные иконы тихфинския прошли ни кем ратуемы». Эта надпись находится на самом кресте. А под крестом, на медной доске, другая: «1701 года по указу… Петра Алексеевича… послано было из Новагорода, под предводительством князя Григория Путятина воинство к шведскому рубежу, в село Савогде осаждены были шведами новгородских полков капитаны, с белогородскими и ладожскими стрельцами 400 человек; во время оной осады, генваря 21-го дня, ладогскому стрельцу Ивану Васильеву явился честный крест. Пришед к нему некий человек, велел взять оный крест в горнице и идти с ним из осады без боязни, и того ж генваря 24-го дня, ладогскому ж конному казаку Петру Лосовикому во сне явилися (упомянутые выше) святые и реша ему, что вы медлите, идите в дом свой, не страшась неприятелей. Осажденные, благодаря Всевышнего за таковый человеколюбивый промысл и 28-го числа того ж месяца, в ночи, взяв с собою Честный и Животворящий крест нося пред собою, прошли сквозь шведское воинство заступлением Распятого Господа и молитвами Пресвятой Богоматере, ни чем не вредимы; в осаде же находилися 11 дней, с 17-го по 28-е число генваря». Крест этот 4-х-конечный «в створах», сребропозлащенный, украшенный каменьями и изображениями святых и «Страстей Господних». 5) Старинное Евангелие, изданное в Москве 1677 года.

В церкви находятся: метрические и исповедные росписи с 1795 года, обыскные – с 1803 г., приходо-расходные – с 1809 г. 4 описи № 748(4) г. и планы на церковные земли, с межевыми книгами – с 1778 г. и еще с 1781 года.

Причт, до 1811 года, состоял из двух священников» диакона, дьячка и пономаря; с 1811 года, на основании указа святейшего Синода от 10-го августа 1792 г. и 8-го октября 1778 г., в причте оставлены: священник, диакон, дьячок, пономарь и просфорня. Из прежних священников, кроме упомянутых Ермолая Михеева и Гавриила Федорова, известны: Диомид Иларионов, Григорий Федоров, Климент Моисеев и Афанасий Васильев, упоминаемые в приведенных выше «памятях», в 17-м веке. Василий Никонов и Дмитрий Евстафьев, служившие в 18-м веке; последний был поповским старостою и умер в 1734 году; Павел Лукин, преемник Евстафьева; Иаков Трофимов кажется преемник Василия Никонова; Матфей Иванов из диаконов здешней церкви, рукоположенный в 1741 или 1742 году; Феодор Игнатьев, из диаконов Новоладожского собора. О нем в описи замечено: «число прихожан ему неизвестно, понеже в духовности у себя никого не имеет». Алексей Яковлев, поступивший сюда в половине 1755 года, из учеников новгородской семинарии школы богословия». Антоний Тимофеев, в начале 1761 года переведенный протоиереем в Новоладожский собор; Петр Васильев, бывший с 1773 года новоладожским протоиереем и благочиния надзирателем; Иоанн Семенов, рукоположенный в 1773 голу, из дьячков здешнего собора; Дмитрий Архипов, преемник Алексея Федорова, выбранный приходскими людьми, из диаконов здешней церкви. На место Иоанна Семенова, уволенного за штат по старости лет, рукоположен в 1795 году, студент александроневской семинарии Стефан Иоаннов Правдин; по смерти Дмитрия Архипова переведен сюда, 1802 года, июня 11-го, из Шлиссельбурга Иоанн Федоров, слушавший богословию; в начале 1808 года Федоров перешел в Петербург, к домовой церкви графа Шереметева. В 1830 году на место умершего Стефана Правдина, 17-го августа, посвящен зять его Алексий Евфимиев Смирнов; в 1838 году он переведен протоиереем в Ревель, а на место его переведен, из Никольского Сясьского погоста, Иоанн Семенов Покровский; по смерти его, в 1840 году, переведен от собора Феодор Иовлев; потом священствовали: Иоанн Феодоров Музовской, Александр Феодоров Соловьев, Александр Александрович Налимов; в 1872 году Налимов переведен в Парголово и на его место поставлен Никифор Верольский, переведенный из села Криц (лугского уезда). Диаконом состоит Александр Тополев.

Причт содержится доходами за требы. Доходы эти уменьшились, когда, с проведением железных дорог и с упадком водяных сообщений, – обеднели жители Ладоги.

Кроме доходов причт пользуется процентами от капиталов, в размере около 8,012 рублей, положенных в разное время, на вечное поминовение. Из них 2,900 руб. положены в пользу диакона. Наконец причт получает арендную плату за церковную землю, которая находится в двух пустошах, называемых «Климентовшина». Первая пустошь, что была прежде деревня Шерега, находится у Старой Ладоги, подле владений г. Балка и крестьян сельца Горки. Здесь земли 13 дес. 965 кв. с., из них пахатной 8 дес. 2,015 кв. с. Сенного покоса 3 дес.; неудобной и под полуречкой Ладожкой и безымянным ручьем 1 дес. 1,350 кв. с. Другая пустошь, или прежде деревня Ермолина Мышкина, находится в 22 верстах от церкви, близь владений гг. Тимофеевых, Ададурова, Философова и Качки. Близь нее находится деревня «Белые кресты». В этой пустоши пахатной земли 3 дес. 2,060 кв. саж., сенного покоса 3 дес. 2,286 кв. с., неудобной земли, под проселочной дорогой и речкой Златынкой – 330 кв. саж. Право на обе эти пустоши утверждается на записях писцовых книг 1568 и 1583 годов. План на первую пустошь составлен 19 сент. 1778 года; на вторую – 19 мая 1781 года.

Кроме этих пустошей есть участок в 1,912 кв. саж. Из них пахатной 1,529 кв. саж., сенного покоса 250 кв. саж., неудобной – под дорогами и под полуручьем Любшем – 133 кв. саж. Участок находится близь Васильевского погоста, в смежности с селением «Дубки, Кривая часовня тож» владения гг. Бестужевых. План на эту землю составлен 1844 году окт. 18, и засвидетельствован 1845 году апр. 14 Новоладожским уездным землемером Балашевым.

Все эти участки отдаются в аренду: первый за 62 руб. 86 коп. сер., второй – за 13 руб., третий – за 3 рубля. По записям писцовых книг видно, что еще в старину эти участки или отдавались в аренду или делались предметом тяжеб и разных неприятностей для владельцев.

Причт помещался долго в собственных домах; а теперь имеется церковный, деревянный, 2-х этажный дом. Он куплен в 1866 году, со всем строением и землею, у новоладожской мещанки Степаниды Матвеевны Андреевой за 4,405 руб. В 1873 году куплен у мещанки Екатерины Дубенской ветхий дом и земля. Тут построены прачешная, дровяной сарай и пр.

Крестные ходы совершаются, вместе с соборным причтом, кроме 6 января и 1 августа, в следующие дни: 1) 26 июня – в Тихвинскую часовню, находящуюся в слободе «Пески»; 2) 2 июля в приписную к собору Георгиевскую церковь.

В обычаях при свадьбах замечена та особенность, что, так как при сговоре присутствует священник и обряд родительского благословения сопровождается, между прочим, пением: «Достойно есть яко воистину», то о совершившимся сговоре говорят: «у них уже достойно пропели». Провожание молодых в церковь и из церкви в дом жениха всегда бывает при священнике, который, при этом, бывает с крестом и в епитрахили62.

Из лиц усердных к украшению храма Божия отличался особенно: бывший городской голова купец Назар Фомич, который и сам много жертвовал на церковь и других располагал к пожертвованиям.

К церкви принадлежит деревянная, во имя Воздвижения креста, часовня в Староладожской слободе. Она перенесена сюда от подъемного моста в Староладожскую крепость, где, вместо нее, построена в 1827 году каменная часовня во имя Тихвинской Божией Матери.

Урочище на месте опустевшего населённого пункта.

Примечания:

(1) В ркп нет.

(2) В ркп нет.

(3) Так ркп, имя В. Лукина дважды.

(4) Вероятно, следует понимать: «описи с 1748 года» (знак № здесь, видимо, по ошибке).

Опубликовал(а): Рома Кобальт

Оставить комментарий

Сообщение (обязательно):

Имя (обязательно):

Веб-сайт:

Проверочный вопрос: