Urban2080 - История всех поселений России

Черкизовское кладбище

25 ноября 2021 г. Черкизовское кладбище

Поселение находится: Московская область, город Москва.

Координаты местности: 55.800445, 37.734264

Дата образования:

Дата снятия с учета:

Из книги «Очерки истории московских кладбищ» (Москва, 1997 год. Рукопись книги Саладина А. Т. Подготовленная в 1916 году):

Кладбище в Черкизове

Село Черкизово было прежде патриаршей загородной резиденцией, но теперь оно, начинаясь от самой Преображенской заставы, совсем слилось с городом.

Около версты от заставы, с левой стороны, блестит большой пруд, рядом с митрополичьим поместьем, стоит небольшая церковь.

Вокруг этой приходской церкви расположилось маленькое кладбище, весьма интересное, как пережиток того времени, когда в Москве около каждой приходской церкви было свое кладбище. Религиозные прихожане тесно связывали свою жизнь со своей приходской церковью. В ней таинством крещения начинался их длинный путь жизни, к ней прибегали они усталые за подкреплением и около ее стен ложились на вечный отдых и покой.

Родные и знакомые, посещая церковь каждый праздник, заглядывали на могилки, а духовенству было близко и удобно служить панихиды. Да и самая церковная служба, казалось, доходила до покойников. Наверное, они слышали то грустный унылый перезвон в великий пост, то торжественный ликующий трезвон на светлую Пасху.

Велика была любовь к приходской церкви, и даже указ Великого преобразователя не в состоянии был сразу отменить погребение у приходских церквей.

В 1771 году, во время чумы, категорическое запрещение архиепископа Амвросия было одною из главных причин бунта народа и убийства самого архиепископа.

Черкизовское кладбище представляет еще интерес одною из первых могил направо при входе в ограду. Здесь два креста подзащитной кровлей, на опрятных, покрытых живыми цветами холмиках.

Литая дощечка на простом желтом кресте показывает, что здесь погребен “Иван Яковлевич КОРЕЙША, родился 1783 году 8 сентября, скончался 1861 году 6 сентября в Московской Преображенской больнице”.

В свое время слава об Иване Яковлевиче, московском пророке и чудотворце, гремела далеко за пределами Москвы. Пророчества Ивана Яковлевича как-то всегда сбывались. В Москве он около 50 лет прожил в Преображенской психиатрической больнице, где у него была своя отдельная комната. Стены ее были уставлены иконами, стоял большой подсвечник, на котором приходящие ставили свечи.

Сам Иван Яковлевич почти всегда лежал в постели, тут же ел и совершал все отправления. Ел все руками, как супы, так и твердое, не признавая ни ложек, ни вилок. Трудно, конечно, при этом соблюсти опрятность, но он был особенно не опрятен.

От приходящих принимал в подарок только калачи, яблоки и нюхательный табак, раздавая все это посетителям, находившим, что табак помогает от наружных болезней, а калачи и яблоки — от внутренних.

Врачующую силу Иван Яковлевич передавал самыми курьезными способами: обливал и обмазывал разными мерзостями, раздирал платье, дрался и ругался, смешивал из остатков своего обеда какую-то бурду и кормил ею с своего грязного пальца посетителей, которые с благоговением все это глотали. Как тип юродивого прорицателя, Иван Яковлевич использован и в литературе, например, Семен Яковлевич в “Бесах” Достоевского(1). Так или иначе, он оставил о себе память, и пройти молчанием крикливое явление юродчества, считавшегося каким-то посланием свыше, было бы нельзя.

Примечания:

(1) В “Летописи жизни и творчества Ф. М. Достоевского” (“Академический проект”, СПб, 1994 год, Т. 2, стр. 336) читаем: “Января 1873 года после 15. Статья С. С. Шашкова о “Гражданине”, посланная В. С. Курочкину для публикации в “Искре” (не напечатана), содержит ряд расхожих выпадов против Достоевского как автора “Дневника писателя”: Дебютировал в роли преемника покойного Ивана Яковлевича Корейши, анафемствуя Белинского, доказывая нравственную спасительность каторги, нападая на русских присяжных, сочиняя панегирик своему патрону, князю Мещерскому, и называя свиньями всех его противников. До какого степени расстроено умственное хозяйство господина Достоевского, можно видеть уже из одного того, что он считает роман “Кто виноват?” произведением господина Чернышевского. Редакторская деятельность господина Достоевского повела за собою окончательное нравственное слияние “Гражданина” с “Домашней беседой”. – Примеч. ред.

Опубликовал(а): Рома Кобальт

Оставить комментарий

Сообщение (обязательно):

Имя (обязательно):

Веб-сайт:

Проверочный вопрос: