Urban2080 - История всех поселений России

гор. Городок-2 (Дьяковское Городище)

13 октября 2021 г. гор. Городок-2 (Дьяковское Городище)

Поселение находится: Ленинградская область, Бокситогорский район.

Координаты местности: 59.205009, 34.724118

Дата образования: Дьяковские городища датируются YI-IY вв. до н.э., а наиболее поздние — YI в. н.э.

Дата снятия с учета:

Топонимика:

Городище дьяковской культуры

С исчезновением с территории края фатьяновских племён в середине II тыс. до н.э. господствующим населением края снова становятся предки угро-финских племён. Пока неизвестно, было ли это прошлое население, пережившее фатьяновское вторжение, или пришли новые племена прибалтийско-финнского происхождения. По материальной культуре они стояли ниже фатьяновцев, и бронзовый век продлил своё существование почти до середины I тысячелетия до н.э., когда в хозяйство данных племён началось широкое использование железных орудий труда.

Весь период с середины I тысячелетия до н.э. и в первые века нашей эры огромную территорию Верхнего Поволжья, берега Оки и область Валдайской возвышенности занимала большая группа племён, названных археологами племенами дьяковской культуры по имени городища у села Дьякова, расположенного под Москвой. Характерной формой поселений людей дьяковской культуры являются небольшие городища, расположенные, как правило, на высоких береговых мысах с крутыми склонами. Со стороны поля дьяковские поселения укреплялись одним или несколькими рядами валов и рвов. По гребню вала, а иногда и вдоль склонов мыса по всему периметру поселения, ставили деревянный тын. Наиболее ранние дьяковские городища датируются YI-IY вв. до н.э., а наиболее поздние — YI в. н.э.. С первых веков нашей эры наряду с городищами возникают открытые поселения — селища.

На территории Тихвинского края, который географы называют Северным Валдаем(1), на восточном склоне Тихвинской гряды, на реке Чагоде находится городище дьяковской культуры. Оно расположено в 400 метрах к югу от деревни Городок Климовской волости на мысу второй надпойменной террасы левого берега реки, в 150 метрах от воды. В 1964 году тихвинский археолог И.П. Крупейченко обследовал данное городище. Площадь городища составляла около 600 квадратных метров. С напольной (западной) стороны располагались расплывшийся ров глубиной до 1 метра и вал высотой до 3 метров. Толщина культурного слоя составляла 0,8 м. При повторном посещении городища в 1971 году было установлено, что высота вала упала до 1-1,3 м., ров имел глубину не более 0,7 м. К западной стороне городища примыкало пахотное, улучшенное мелиорацией поле, и из года в год трактористы при пахоте, стараясь спрямить участок, заезжали на вал, постепенно разрушая его. В 1989 году при новом обследовании городища О.И. Богуславским следов вала не было обнаружено. В 1992 году городище было раскопано археологом А.Н. Башенькиным, а собранный материал поступил в Пикалёвский краеведческий музей.

При раскопках городища были обнаружены несколько углублённых в землю жилищ и большое количество разнообразного бытового инвентаря и костей животных. Много орудий было ещё изготовлено из кости и рога, железо шло на изготовление топоров, ножей, серпов. Среди украшений присутствовали в основном металлические височные кольца. О знакомстве жителей городища с литейным производством говорят находки формочки и льячки. Глиняная посуда представлена плоскодонными горшками, украшенными отпечатками тканей (сетчатый орнамент). Сделана она от руки, без гончарного круга. Определяющими вещами явились найденные при раскопках применяемые в ткачестве глиняные грузики специфического «дьякова типа».

Обитатели городища занимались скотоводством и примитивным мотыжным земледелием. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Лошадь использовалась для верховой езды. О земледелии свидетельствуют находки тёрочника и серпа. Помимо скотоводства и земледелия дьяковцы занимались собирательством, рыбной ловлей и охотой, что подтверждается найденными на городище большим количеством костей различных диких животных. Дьяковцы вполне освоили металлургическое производство и различные способы обработки металлов: изделия изготовлялись при помощи литья, ковки, чеканки.

Дьяковское городище у деревни Городок Климовской волости является пока единственным памятником подобного типа в нашем крае. Возможно, что поселения дьяковцев были и на реке Лидь, в районе одноимённой реке деревни Подборовской волости, где А.Н. Башенькиным обнаружено селище Лидь-3 эпохи раннего металла или на реке Колпь, где им же обследовано многослойное поселение Лиственка-1, верхние слои которого относятся к эпохе раннего металла и содержат сетчатую керамику.

Не исключено, что дьяковское городище у деревни Городок Климовской волости является крайним на севере ареала распространения племён дьяковской культуры. Большинство учёных считает данные племена предками летописных веси, мери и муромы. Но это предположение не подтверждается антропологическими материалами, так как дьяковские могильники не обнаружены, а следовательно черепа и скелеты, необходимые для исследований, отсутствуют. По-видимому, у дьяковцев существовал обычай наземного погребения или же они хоронили своих мёртвых на деревьях, как делали до недавнего прошлого некоторые сибирские народы. Возможно, захоронения производились в «домиках мёртвых», подобных найденному сравнительно недавно близ Звенигорода археологом Ю.А. Красновым и датируемым YIII-YI вв. до н.э. Обнаруженный «домик мёртвых» представляет собой полуземляночное срубное сооружение, в котором размещались в сосудах-урнах остатки трупосожжений.

Отсутствие могильников затрудняет изучение общественных отношений у дьяковских племён. Также ряд учёных сомневается в их полной принадлежности к угро-финскому населению и приписывает часть дьяковских городищ в западном ареале их распространения к предкам славян или байтов.

Для нашего края принадлежность дьяковских городищ угро-финнам не оставляет больших сомнений. Будучи предками веси, они в IY в. н.э. жили уже не родовыми, а территориальными общинами и, по-видимому, на протяжении всей первой половины I тысячелетия н.э. в их среде шёл сложный процесс распада патриархального строя. То обстоятельство, что территориальные общины охотнее принимают новых членов, чем родовые общины, несомненно, способствовало появлению в нашем крае в третьей четверти I тысячелетия н.э. новых поселенцев, в том числе и славян.

Примечания:

(1) Советский Союз. Том Российская Федерация. Европейский Север. — М. 1971 г. — стр. 329.

Опубликовал(а): Рома Кобальт

Оставить комментарий

Сообщение (обязательно):

Имя (обязательно):

Веб-сайт:

Проверочный вопрос: