28 августа 2012 г. Студийное освещение для предметной фотосъемки.
Для изготовления предметных снимков, имеющих высокое техническое и художественное качество, помимо мастерства фотографа, потребуется также специальное оборудование.
Предметный столик.
Предметный столик является самым необходимым оборудованием для съемки небольших объектов (фотокамер, мобильных телефонов, ноутбуков и т. п.). Такие столики делаются из полого алюминиевого профиля круглого или прямоугольного сечения, а также набора пластиковых или металлических соединительных узлов, позволяющих менять высоту, ширину и глубину «столешницы», а также высоту фона. «Столешница», то есть, горизонтальная поверхность, на которую помещается объект съемки, и фон представляют собой один изогнутый лист молочно-белого пластика.
Отсутствие угла между горизонтальной и вертикальной поверхностями помогает добиться более равномерного освещения фона и облегчает обработку снимков, в частности, «вытравливание» фона. Чтобы избежать появления на фоне теней, его часто подсвечивают сзади и снизу. Для достижения некоторых художественных эффектов практикуется также сквозная подсветка всего фона или отдельных его частей приборами с цветными фильтрами.
Предметные столики различаются, прежде всего, размерами и конструктивными особенностями каркаса.
К качеству фона профессионального предметного столика предъявляются довольно высокие требования. Во-первых, он должен быть достаточно прочным, чтобы не деформироваться при установке на него тяжелых предметов. Во-вторых, его поверхность не должна давать бликов. В-третьих, пластик, из которого сделан фон, не должен изменять спектральный состав (цветовую температуру) проходящего через него света.
Вот почему фон для профессиональных предметных столиков стоит дороже, чем любительская модель в полной комплектации. Вместо основного молочно-белого фона на столиках можно устанавливать прозрачные или непрозрачные фоны других цветов.
Поверх пластикового фона прищепками можно укреплять любой бумажный, текстильный или флизелиновый фон.
Лайт-куб (бестеневая палатка).
Эта удобная легкая конструкция позволяет получать практически бестеневое освещение. Она изготовляется из тонкой белой жаропрочной ткани и проволочного складного каркаса, похожего на зонтичный. Одна из стенок куба делается съемной. В ней, как правило, есть отверстие или щель, через которые может вестись съемка. В комплект поставки лайт-кубов часто входят сменные цветные фоны, которые крепятся к задней и нижней стенкам на «липучках».
Стенки куба являются сильным рассеивателем. Если их осветить с нескольких сторон студийными приборами со стандартными рефлекторами, почти вся внутренняя поверхность куба за исключением нижней части, на которую устанавливается объект съемки, превратится в излучатель света. А если куб поставить на прозрачную стеклянную поверхность и подсветить снизу, то объект будет освещен со всех сторон.
Более всего световой куб может быть полезен при съемке предметов, имеющих большие участки зеркальных или глянцевых поверхностей – особенно, если эти поверхности не плоские, а выпуклые или вогнутые. При съемке таких объектов без лайт-куба бывает невозможно избавиться от сильных бликов. Но неприятнее всего то, что в глянцевых и зеркальных поверхностях могут отражаться (и отражаются!) осветительные приборы, стены студии, и сам фотограф. Для предотвращения этого нежелательного явления куб с установленным в нем объектом полностью закрывают, а съемку ведут через отверстие или щель в передней стенке. Максимум, что может при этом отразить зеркальная поверхность — белый фон с нерезким темным пятном. Такое отражение не привлекает внимание зрителя, поэтому вполне допустимо. Понятно, что для съемки таким способом предметов, не относящихся к разряду макрообъектов, куб должен иметь соответствующие размеры. А вот куб для макросъемки может быть довольно компактным.
Использование источников постоянного света.
Часто предметная съемка требует очень сильного диафрагмирования объективов (до 45 или даже до 64). При этом за время длительности импульса даже самые мощные осветительные приборы, особенно, если на них установлены софт-боксы, не могут обеспечить нормальной экспозиции. Для «добора» необходимой экспозиции некоторые фотографы пользуются многократной экспозицией. Однако функция мультиэкспозиции имеется далеко не в каждой камере. Когда же импульсы повторяются при открытом затворе, на экспозицию может повлиять постороннее освещение, если, конечно, съемка происходит не в абсолютной темноте.
Более «чистые» результаты при съемке с продолжительными выдержками дает освещение студийными приборами постоянного света. Ассортимент этих приборов сейчас достаточно велик. Многие фотографы-ветераны успешно продолжают пользоваться приборами, изготовленными в середине прошлого века. Но в современных студиях все большее распространение получают профессиональные приборы с галогенными лампами, имеющие стандартные байонеты для установки насадок. Эти приборы оборудованы регуляторами мощности, которые бывают ступенчатыми или плавными (бесступенчатыми). Большинство моделей имеет также встроенные вентиляторы, что позволяет оставлять их включенными на продолжительное время, не опасаясь перегрева. Наличие на приборах стандартного байонета дает возможность пользоваться одним и тем же набором насадок и для импульсных, и для галогенных приборов.
Источники постоянного света часто оказываются востребованными также при сложных схемах освещения или при съемке особо сложных объектов, поскольку позволяют лучше оценивать распределение света, теней и бликов. Ведь сделать это при тусклом свете пилотных ламп импульсных приборов, особенно если на осветителе установлен софт-бокс или он работает не на полную мощность, не всегда возможно. Источники постоянного света также иногда оказываются незаменимыми при съемке портретов – некоторые известные фотографы-портретисты считают, что сама природа импульсного освещения не позволяет точно передать эмоциональное состояние человека. Доводом против импульсного освещения в портрете служит то, что, каким бы коротким ни был импульс, внезапная вспышка все равно влияет на выражение глаз портретируемого и искажает, таким образом, его «психологический образ».
Опубликовал(а): Рома Кобальт
Оставить комментарий