Urban2080 - История всех поселений России

мон. Езовая Преображенская Пустынь (Язовая Пустынь)

27 июля 2021 г. мон. Езовая Преображенская Пустынь (Язовая Пустынь)

Поселение находится: Вологодская область, Череповецкий район.

Координаты местности: 58.885533, 38.534430

Дата образования:

Дата снятия с учета: Упразднена в период с 18 марта по 26 июля 1756 года.

Топонимика:

Из газеты «Ярославские епархиальные ведомости № 5» (2 февраля 1893 год, стр. 65):

«Упраздненная» в 1756 году Езовая пустынь Ярославской губернии, Пошехонскаго уезда.(1)

— От 25-го февраля 1753 года Пошехонскаго Адрианова монастыря архимандрит Пармен с казначеем иеромонахом Макаpием подали своему Преосвященному Арсению митрополиту доношение, что к их Адрианову монастырю имеется в Пошехонском уезде приписною Преображенская Езовая пустынь, которая от того монастыря разстоянием верстах во ста. За великими же лесами, грязьми и болотами к ней летним временем и езду кроме пешаго не бывает. И в тое пустыню ради церковнаго священнослужения, наблюдательства и содержания ея, еще до бытности де его архимандрита в Адрианове монастыре, определен был иеромонах Иона. И жил он в той пустыне лет с десять, да из вотчинных Адрианова монастыря крестьян для всяких работ два человека. И случилось ему архимандриту Пармену ради присмотру зимним временем раз быть там. И по усмотрению его архимандрита та пустынь явилась быть в несостоянии, а оный иеромонах к вероятию неспособен. А всякая работа в той пустыне отправляется наемными людьми; а всякаго заводу в ней, хлеба и скота, самое малое число; а видно от его Ионы нерадения. К этому же он архимандрит Пармен и слухом уверился, что оный иеромонах содержит у себя в той пустыне пришлых людей, не имеющих у себя пашпортов Он архимандрит онаго иеромонаха всячески от сего отвращал, дабы пришлых людей отнюдь он у себя не держал; но иеромонах Иона ни малой истины своему настоятелю не объявил, точию клятвенно запирался. А на 1753-й год в зиме, неведомо каким случаем, учинились у него Ионы в той пустыне две выимки. Первая: приехав некто из лейб-компании (т. е. помещик) своих беглых людей взял, и увел из той пустыни лошадь да баранью шубу увез. И в подтверждение ему Ионе он архимандрит Пармен послал казначея, иеромонаха Макария; и он Иона и ему казначею, который ему отец был духовный, истины не объявил же и запирался. Вторая: из Пошехонской воеводской канцелярии дворянин с солдаты в другой раз взяли у него Ионы и привезли в тое канцелярию четырех человек беглых из разных поместий людей, от чего той пустынь учинился привод, убыток и разорение. С ними же тогда взят был из той пустыни и дворник, вотчины Адрианова монастыря крестьянин Григорий Кондратьев. Все они и содержались при Пошехонской воеводской канцелярии. И оная Пошехонская воеводская канцелярия грозит де и самому архимандриту Адрианова монастыря Пармену взятьем к судному ответу.

Архимандрита, от сего пришед в великий страх, и имеясь быть опасен, и каковыя меры в том употреблять не ведая, дабы не принять напраснаго себе истязания, просил Преосвященнаго митрополита позволить в показанную пустыню, на место Иеромонаха Ионы, определить из Адрианова монастыря белаго попа Григорья.

Резолюция Преосвященнаго митрополита от 8-го марта последовала таковая: «Оставляется на разсмотрение архимандричье».

Вследствие сего Иеромонах Иона за слабостью его из показанной Езовой пустыни к марту месяцу того же 1753 года был сменен, а на его место определен из Адрианова монастыря белый поп Григорий Иванов, которому от архимандрита и велено священнослужение и всякое наблюдение и присмотр иметь со всяким тщательным радением. Однакоже к декабрю 1754-го года и этот надзиратель вновь был заменен иеромонахом Иаковом.

В декабре 1754-го года архимандрит Пармен ради присмотру имелся быть снова в Езовой пустыне сам. И по усмотрению его оная пустынь всяким заводом имелась весьма убога и впредь не точию не чаятельно было ей быть прикрашенной, но и церковно священно-служения, а также и работных людей ей содержать было не из чего. И не только что без него архимандрита Пармена, но и в бытность его в той пустыне монастырские служители поймали неведомо чьих двух беглых людей, не имеющих у себя пашпортов, которых он, архимандрит, и отослал при доношении в Пошехонскую канцелярию. А содержатель той пустыни, иеромонах Иаков, тогда же настоятелю объявил, что де в ту пустыню денно и нощно приезжают и пешие приходят неведомые люди и берут людской и конской корм сильно за безлюдством. И не точию их ловить или пашпортов у них спрашивать, но и сам он, иеромонах Иаков, опасен от них убивства, о чем из пустыни и писано в воеводскую канцелярию, что от пристачи к ним беглых людей пресечения никоими мерами учинить невозможно, понеже та пустынь состоит в лесах и в пустом месте, и около той пустыни беглые люди жительство имеют в селах и деревнях Вологодскаго уезда, а Пошехонскаго уезда села и деревни от тоя пустыни состоят в дальнем разстоянии. А воеводская канцелярия тое пустыню числит за воровское пристанище.

Вследствие сего архимандрит Пармен в феврале 1755 года просил Преосвященнаго митрополита, не повелено-ль будет помянутую пустынь приписать к Николаевскому Выксинскому или Ройскому монастырям, ибо те монастыри от той пустыни имеются по самой близости, а из Адрианова монастыря, за дальностию и за вышеписанными случаи, той пустыни никоими меры содержать стало невозможно; и впредь ради присмотру и наблюдательства в тое пустыню как сам он архимандрит ездить, так и монастырских служителей посылать опасен от таковых людей смертнаго убивства.

Резолюцией Преосвященнаго митрополита от 27 февраля 1755 года повелено было «разсмотреть сие консистории, и за тем предложить ему с мнением».

Между тем архимандрит Пармен от управления Адриановым монастырем в апреле месяце был уволен, а в архимандриты в Адрианов монастырь был произведен игумен Улейминскаго монастыря Геннадий(2). Архимандрит же Пармен в июне того же года был послан в Угличский Воскресенский монастырь в братство(3).

Однакоже и сей новый архимандрит Адрианова монастыря в октябре того же 1755 ггода входил на имя Владыки митрополита прошением, дабы милостивым Его Архипастырским благоразсмотрением повелено было ради священнослужения или в Адрианов монастырь или в реченную пустынь прислать из Южской Дорофеевой пустыни иеромонаха Самсония, о котором де Его Преосвященству прошением уже было представляемо, о котором и милостивая резолюция Его Преосвященства последовала, но который и поныне еще не прислан. Между тем в Адрианове монастыре и в отправлении божественных литургий, коих на каждый день две, имеется крайняя нужда в людях. Ради священнослужения и содержания той Езовой пустыни посылается в оную из Адрианова монастыря один иеромонах, да ради отправления работ служителей человека по два, по три. А ныне в той пустыне находится де иеромонах Иаков, который заболел и пришел до глубочайшей старости, а на место его ради священнослужения и наблюдательства той пустыни отправлен иеромонах Варсонофий, а в Адрианове монастыре осталось служащих только два человека: казначей иеромонах Макарий, да белый вдовый поп Петр. Из них казначей Макарий непрестанно бывает при отправлении казначейской должности, да ради наблюдательства и присмотру непрестанно в отлучках; и оттого монастырь обязует крайняя нужда.

Архимандрит Геннадий посему также за лучшее находил приписать Езовую пустынь или к Николаевскому Выксинскому или к Ройскому монастырям, понеже Адрианову монастырю в даче в тое пустыню работных людей и в платеже на семинарию 20-й части за хлеб деньгами происходит немалая тягость, а от тое пустыни в тот монастырь нималаго приплода не имеется. Приписана же к Адрианову монастырю оная малобратская пустынь в прошлых годах по силе указов и Духовнаго Регламента.

Митрополитом сие снова было отдано «на разсмотрение и мнение консистории».

В феврале 1756-го года архимандрита Пармена мы снова видим настоятелем Адрианова монастыря.

И от 29-го февраля 1756-го года он входил на имя Преосвященнаго митрополита доношением, что по состоявшейся о размежевании во всем государстве земель генеральной инструкции велено каждому владельцу объявлять в самой скорости на свои дачи к межевым делам жалованныя грамоты и прочия крепости. И по городу Пошехонью к межевым делам межевщику капитану Аничкову о состоянии Адрианова монастыря и о вотчинах, о владении земель и прочих угодий, жалованныя грамоты и писцовыя книги и прочия крепости в прошедшем сентябре месяце 1755-го года чрез поверенных объявлены и с них точныя копии со свидетельством поданы, а подлинныя в монастырскую казну приняты. Точию в Пошехонском уезд в Арбужевской волости имеется де Преображенская пустынь, зовомая Езовая, при описи которой и переведении (т. е. при Петре Великом) из той пустыни монахов, — как оказалось то по достоверным справкам в казенной келье с монастырскими делами, — о состоянии той пустыни и о землях жалованных грамот и указов и никаких крепостей в той пустыне не явилось кроме заручной данной Пошехонских помещиков Ахматовых на пустошь Короваево(4). А по какому указу та пустынь построена, о том никакого виду не имеется. И ныне вышепрописанный межевщик, капитан Аничков , зело строго требует жалованных на ту пустынь и земли ея грамот и указов и крепостей с таковым резоном, ежели де крепостей объявлено не будет, то оная пустынь отписана будет и отдана в ведомство воеводскаго правления.

Архимандрит Пармен просил резолюции Владыки и повелительнаго указу, с тое пустынью каковые чинить поступки и в каковой силе помянутому межевщику представлять ответы и употреблять рачения.

Резолюцией Преосвященнаго митрополита от 18-го марта 1756-го года повелено было: «Понеже на землю основания твердаго не имеется, того ради упразднить совсем показанную пустыню; утварь церковную и книги перенесть в монастырь Адрианов, келии и церковь употребить по разсмотрению архимандрита, антиминс(5) и мощи, ежели окажутся, прислать к нам».

Указ о сем из Ростовской духовной консистории последовал 22-го марта 1756 года. А 26 июля того же года Преосвященным митрополитом уже слушано было доношение того архимандрита Пармена, что вышепоказанную Езовую пустынь он, богомолец, в минувшем мае упразднил, церковную утварь и книги перевез в Адрианов монастырь, а св. антиминс с мощами объявляет при сем доношении Его Архипастырству.

Последовала резолюция «Принять».

Из газеты «Ярославские епархиальные ведомости № 8» (22 февраля 1894 год, стр. 125):

К истории упраздненной в 1756 году Езовой пустыни Ярославской губернии Пошехонскаго уезда.

О упразднении сей пустыни и несколько черт из истории(6) ея печатано было в № 5 сих ведомостей за прошлый 1893-й год. К напечатанному там ныне добавить можем следующее:

— К строке текста 3-й: Тут говорится о казначее Адрианова монастыря иеромонахе Макарии. Сей Макарий в августе 1749 года, по просьбе архимандрита Рафаила переведен из Толгскаго монастыря. В мире имелся Ярославскаго уезда в приселке Раменье попом.

— К предпоследней строке 67-го столбца: Речь идет тут о содержателе пустыни иеромонахе Иакове. Сей Иаков с 1747 года был казначеем монастыря; казначейскую должность исправлял слабо; имел в слободе при монастыре и вблизи монастыря в селе старо-Петровском детей и родственников, коим как хлебом так и прочими припасами из монастыря имелось не без дачи. В 1749 году он по просьбе Адриановскаго архимандрита Рафаила выведен из Адрианова монастыря в братство Пошехонской же Тихвинской пустыни.

— К ранней истории пустыни относятся следующия сведения. К 1735 г. в сей Язовой пустыне строителем имелся иеромонах Варнава. От 30 сентября сего года указом Святого Синода на имя Преосвященнаго Иоакима сей Варнава вместе с его братом, той же пустыни монахом Александром, по некоторому касавшемуся до них делу, были вызываемы в Московскую Синодальнаго правления канцелярию, куда после 21 октября они и были отправлены под караулом (Сипод. указов в Яросл. Дух. Конс. кн. 1-я л. 739). По сообщению конторы тайных разыскных дел, а по определению Московской Синодальнаго правления канцелярии, учинено было им наказаниe: строителю Варнаве и монаху Моисею Болтунову шелепами(7), а монаху Александру плетьми. Потом от 10-го декабря 1736 года из Московской Синодальнаго правления канцелярии они были отпущены попрежнему в Язовую пустынь (Синод. указ. в Яросл. Дух. Конс. кн. 2-я лист 188). — Александр был и строителем Язовой пустыни, а потом келарем Адрианова монастыря. Умер ранее 1739 года.

— Около 1737-го же года жил в Язовой пустыне моиах Рафаил, постриженник Костромской, что в Запрудне, Преображенской пустыни.

Из газеты «Новгородские епархиальные ведомости № 7» (1 апреля 1895 год, стр. 433):

Историческия сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в череповском уезде новгородской епархии.

9) Преображенская пустынь, что в Езовых, или Езовая Преображенская пустынь, мужская. Была в арбужевской волости, пошехонскаго уезда, в 70-80 верстах на северо-запад от пошехонскаго Адрианова монастыря Ярославской епархии, к которому была приписана со времен императора Петра Великаго (1689-1725 г.). Время основания пустыни и основатель ея неизвестны. Упразднена 18 марта – 26 июля 1756 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Место пустыни ныне находится близ Иоанно-Предтеченскаго Леушинскаго женскаго монастыря череповскаго уезда.

Урочище на месте опустевшего населённого пункта.

Архивы хранящиеся в Государственном казённом учреждении Ярославской области «Государственный архив Ярославской области» (ГКУ ЯО ГАЯО) города Ярославля и филиала в городе Рыбинске:

ГКУ ЯО ГАЯО — Фонд № 455. Оп. 1ПШ-8. Д. 8445 (5 сентября 1776 года) — Межевая книга казенного земельного участка Езовой пустыни, владения Государственной коллегии экономии.

Примечания:

(1) Дело Ярославской Духовной Консистории от 1753-1756 гг. по архиву под № 64-м. — О сей пустыни нет упоминания ни в Ист. Иер., ни у Строева, ни у Зверинскаго, ни у доселешних местных изследователей.

(2) Яросл. Дух. Конс. дело по архиву под № 63.

(3) Яросл. Дух. Конс. дело по архиву под № 111.

(4) Текст ея таков: «Память нам, Афанасию и Елизарию, Ивановым детям, Ахматовым. В нынешнем 1701 году июля в третий день отдали мы Афанасей и Елизарей, Ивановы дети, Ахматовы государева жалованья, а свою поместную пустошь Короваево с пашней, лесом и сенными покосы и со всеми угодьями по всей нашей даче в Вологоцком уезде Выевской волости Преображенской пустыни, что в Езовых, строителю Аврамию с братиею того монастыря на сорок лет в наем, а те наши наемные деньги владеть ему строителю и с братиею и тоя пустошью Короваевым, и родители наши поминать, а за нас Бога молить. Вольно ему строителю на той нашей пустоши всякое дворовое хоромное строение ставить и строить. И кто по нем строителе иные строители и братия будут, им тое вышеписанною нашею пустошью владеть вольно по сей нашей крепости. А как те урошные годы отовладеют, и впредь им владеть той же пустошью вольно безденежно; а после нас души наши поминать за ту пустошь; и женам нашим и детям до той пустоши дела нет и никому не вступатца и Великому Государю о том не бить челом. И та наша пустошь крепка сему монастырю вечно безноворотно, по сей нашей крепости». А на то свидетель Александр, Яковлев сын, Ахматов. А память писал по повелению Афонасия и Елизария, Ивановых детей, Ахматовых крестьянин села Никольскаго Микешка Иванов лета 1701-го году июля в 3-й день. У подлинной отдаточной памяти подписано тако: К сей отдаточной памяти Афанасей Ахматов и вместо брата своего Елизара по его велению руку приложил. — Свидетель Александр! Ахматов руку приложил.

(5) Антими́нс — в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.

(6) Написано с ошибкой — «исгории».

(7) Шелеп — толстый веревочный кнут.

Опубликовал(а): Рома Кобальт

Оставить комментарий

Сообщение (обязательно):

Имя (обязательно):

Веб-сайт:

Проверочный вопрос: