Urban2080 - История всех поселений России

Вся правда о таинственной фотокамере «ВТСВС» / «ТСВВС».

18 августа 2012 г. Вся правда о таинственной фотокамере «ВТСВС» / «ТСВВС».

Многие коллекционеры советских камер неоднократно задавали себе вопрос — где был сделан фотоаппарат «ВТСВС» / «ТСВВС». Так сложилось, что немногие знают историю возникновения загадочной камеры, и тем более, где она была произведена. И такому парадоксу есть свои объяснения, которые легко могут развеять таинственный занавес. Причина тайны, с которой связана эта уникальная камера, заключается в производителе, который дал жизнь камере. Да, действительно, именно производитель — главный виновник недостатка информации об этой камере. Я никогда не слышал, чтобы кто-то из коллекционеров имел инструкцию и паспорт для загадочной камеры «ВТСВС» / «ТСВВС». Даже если на удивление кто-то имеет эти документы, вы не обнаружите там адрес производителя.

Производителем камер «ВТСВС» / «ТСВВС» является секретный военный завод «Алмаз». Вот вам и ответ на вопрос. Кроме того, если учесть, что эти камеры были произведены в один тот же период с первыми ракетами завода, всё становится на свои места. Теперь немного информации о самом заводе.

Строительство завода «Алмаз» развернулось осенью 1947 года на окраине Москвы на месте села Всехсвятское. Это гигантское сооружение «сталинской» архитектуры, которое находится на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе, даже сейчас впечатляет своей мощью и великолепием. Этот завод являлся одним из самих передовых и стратегических на то время.

На этом заводе работали лучшие советские специалисты того времени, которые ударными темпами внедряли свои военные проекты в оборону страны.

Кроме того, в период с 1947 по 1953 год на этом заводе работали немецкие инженеры и учёные, вывезенные из Германии после войны. Я думаю, их умы в начальный период становления завода сыграли немаловажную роль в ракетостроении на «Алмазе».

Первым проектом на заводе, как бы пробой сил, стало создание реактивного управляемого оружия- «Кометы» — системы «воздух — море». Руководил этим проектом С.Л. Берия. Начавшиеся в 1947 году работы по проекту завершились успешными испытаниями системы уже в 1951-м.

В 1950 году конструкторское бюро приступило к созданию московской зенитно-ракетной системы ПВО под названием «Беркут» (после смерти Сталина название поменяли на С-25). Система должна была состоять из зенитных ракетных комплексов, расставленных двумя кольцами на расстояниях 50 и 90 километров от центра Москвы, и размещенных на этих же кольцевых рубежах многоканальных радиолокаторов. Эта система была сделана в фантастически короткий строк, всего за четыре с половиной года.

В 1958 году вышла в свет первая перевозимая система зенитного управляемого ракетного оружия под названием С-75. Комплекс С-75 «Двина» и его модификации «Десна» и «Волхов», способные поражать цели на высотах до 25 километров, оказались самыми распространенными на земном шаре. Они экспортировались в десятки государств, а кое-где и сегодня находятся на вооружении. Пожалуй, и сейчас этот вошедший в историю комплекс невозможно превзойти по критерию «эффективность — стоимость».

В 1970 году были успешно произведены испытания системы противокосмической обороны, с помощью которой в космосе был уничтожен первый искусственный спутник.

В 1979 году комплекс ПКО был поставлен на боевое дежурство. Американские спутники, образно говоря, оказались «на крючке».

Между прочим лишь через 15 лет американская ракета «Срэм-Альтаир» поразила в космосе свой первый спутник-мишень.

К сожалению, не возможно перечислить все разработки и достижения, которые связаны с этим заводом, да и не наша это тема.

Следует отметить ряд интересных фактов, имеющих отношение к этому заводу. В период с 1947 по 1953 год на «Алмазе» должность главного инженера занимал сын Лаврентия Павловича Берии (Нарком внутренних дел СССР 1938—1945).

В этот период Серго Лаврентьевич Берия также защитил докторскую диссертацию. Берия-сын принимал активное участие в создании и оснащении предприятия лучшим оборудованием, полученным во время войны по Лэнд-Лизу.

Предприятие имело колоссальный авторитет, на нем работало до 17000 человек. Берию сменил уважаемый ученый — академик Александр Расплетин. За последние десять лет численность работников главного института «Алмаза» упала до трех тысяч, а сейчас она еще меньше.

Для завода «Алмаз» и его кадрового потенциала не составляло труда изготовить камеру «ВТСВС» / «ТСВВС». Если учесть, что в этот период в Советском Союзе были в наличии чертежи для камер ФЭД, Киев (Contax) , то нетрудно представить, что при первом запросе стратегического завода, чертежи были немедленно предоставлены в их пользование. Я думаю, что заводу были также предоставлены не только чертежи, а возможно и ведущие специалисты для создания этой камеры. По качеству камера превосходила советские камеры того периода — ФЭД и Зоркий. И это неудивительно, всё лучшее в Советском Союзе производилось для обороны нашей страны.

Теперь поговорим немного о самой камере. Для начала нам нужно разобраться в необычном названии камеры. Если следовать логике, то можно прийти к выводу, что это заглавные буквы каких-то слов. Я могу предположить, что это название расшифровывается следующим образом — Топографическая Служба Военно-Воздушных Сил. По всей вероятности эта камера была разработана для топографических съемок и должна была снабжаться в Военно-Воздушные части Советского Союза. Мы можем видеть необычную конструкцию камеры. В разработке этой камеры за основу была взята камера ФЭД, а крепление объектива было позаимствовано с другой камеры – Киев (Contax). Объектив Sonnar 2/50mm для «ВТСВС» / «ТСВВС» был взят от немецкой камеры Contax, которая была завезена из Германии в послевоенный период. Завод «Алмаз» не стал даже менять название линзы Sonnar, как это сделал другой украинский завод Арсенал в первые годы выпуска камер Киев. Это легко можно объяснить — так как камера не предназначалась для гражданского населения, не было необходимости менять что-либо.

Я почти уверен, что для конструкторов этой камеры были поставленные такие задачи:

— надёжность камеры;

— качество изображений;

— простота в изготовлении;

— возможность быстрой замены сменных линз.

Нет сомнений, что эти задачи были успешно выполнена разработчиками камеры «ВТСВС» / «ТСВВС».

К сожалению, камера никогда не использовалась по назначению для топографической съемки местности. Для этой цели ВВС использовали специальные камеры, которые были разработаны для самолётов и имели ряд преимуществ перед «ВТСВС» / «ТСВВС».

Заводом был сделан задел на первую партию камер «ВТСВС» / «ТСВВС», предположительно 1000 штук. На протяжении 2 лет: 1949 и 1950 — завод производил эти камеры и надо полагать, израсходовал все детали для первой партии.

Впоследствии руководством завода «Алмаз» было принято решение снять с производства камеры «ВТСВС» / «ТСВВС» по понятным нам причинам.

Хотелось бы отметить следующий факт — располагая той производственной базой, завод имел великолепные перспективы выйти на передовые позиции не только в Советском Союзе, но и за рубежом.

Почти вся партия камер была распределена, как и предполагалось ранее в военные части, а именно — ВВС и ПВО. Мне кажется, что большая часть этих камер всё же получили части ПротивоВоздушной Обороны ( в ближайшее время я смогу наверняка определится с этой гипотезой). В виду того, что камеры не использовались по назначению, было принято мудрое решение: использовать «ВТСВС» / «ТСВВС» как подарочные камеры в качестве поощрения для офицерского и генеральского состава.

Автор статьи: Юрий Давиденко
01 июля 2006 г.

Опубликовал(а): Рома Кобальт

Оставить комментарий

Сообщение (обязательно):

Имя (обязательно):

Веб-сайт:

Проверочный вопрос: