25 февраля 2021 г. пос. Лесоучасток Медвежка
Поселение находится: Ленинградская область, Волховский район.
Координаты местности: 60.035301, 33.141584
Дата образования: Конец 1940-х годов.
Дата снятия с учета: Середина 1960-х годов.
Топонимика: —
УЖД лесоучастка Медвежка
Об этой узкоколейке сохранилось крайне мало достоверной информации. Связано это как с недолгим периодом её работы, так и с удалённостью от цивилизации и больших дорог.
В сентябре 1941 года гитлеровцы и финны перерезали железные дороги, связывающие Ленинград с большой землёй. Для снабжения осаждённого города через Ладожское озеро, через глухие леса и болота, в кратчайшие сроки была проложена автодорога, соединявшая Ладожские берега со станцией Заборье, а позднее с освобождённым Тихвином. Один из участков дороги, пролегал по берегу реки Сукса, и далее по бревенчатым гатям через болота, выходил к деревне Большое Мурово. После прорыва блокады, надобность в наспех построенной дороге в основном отпала, и в послевоенное время этот участок раньше так необходимой Ленинграду «Дороги Жизни» стал ненужным. Тихвинский леспромхоз, во владениях которого пролегал данный отрезок дороги, решил использовать его для лесоразработок в районе речек Медвежка и Ферслевик. Для вывоза леса, ориентировочно в первые послевоенные годы, по бревенчатому настилу фронтовой дороги, проложили железную дорогу колеи 750 мм от берега сплавной реки Сукса до посёлка лесодобытчиков Медвежка, расположившемуся у слияния одноимённой речки и Ферслевика, и далее на вырубаемые делянки. В Медвежку от деревни Сукса провели телефонную линию.
Какой подвижной состав использовался на дороге остаётся лишь гадать, наиболее вероятно это были лёгкие мотовозы, так как верхнее строение пути было очень слабым – рельсы Р8 уложенные на круглые брёвна.
Период деятельности лесопункта был недолог, уже в середине 1960-х делянки подошли к болотам Васильевский и Соколий Мох, пригодный к вырубке лес закончился. Посёлок Медвежка был ликвидирован, жителей переселили в Суксу. Подвижной состав вывезли на другие дороги, а саму УЖД бросили. Позднее поперёк дороги выкопали мелиоративные канавы, а верхнее строение пути частично разъездили гусеничной техникой.
Тем не менее, и в наше время здесь читаются следы бывших лесозаготовок – заросшая крапивой поляна на месте бывшего посёлка, ровные ряды еловых посадок и пропадающие в сыром мхе маленькие ржавые рельсы, о которые ещё не раз споткнётся незадачливый охотник.
Урочище на месте опустевшего населённого пункта.
Источник: uzd.spb.ru
Опубликовал(а): Рома Кобальт
Оставить комментарий