Urban2080 - История всех поселений России

Мирослав Тихий (1926 — 2011 г.г.). Художник с плохой камерой

14 апреля 2012 г. Мирослав Тихий (1926 — 2011 г.г.). Художник с плохой камерой

мирослав тихий, фотобиеннале, художник, фотография, фотоаппарат

Впервые в Москве показаны работы всемирно известного чешского фотографа Мирослава Тихого, судьба которого стала одной из главных легенд в истории искусства ХХ века. Около 150 фотографий сопровождаются фильмом о жизни и творчестве знаменитого «пророка распада и пионера хаоса».

мирослав тихий, фотограф, художник, фотоаппарат, фотобиеннале

Мирослав Тихий родился в 1926 году в маленьком моравском селе и еще в детстве начал рисовать. В 1946 году он был зачислен на курс живописи в Пражскую Академию Искусств, где быстро стал одним из самых успешных рисовальщиков. Однако через 2 года в Чехословакии случился политический переворот, и в академии начались гонения на профессоров и студентов, не придерживавшихся коммунистических взглядов. Тихий перестал посещать занятия, был отчислен и отправлен на военную службу в Словакию. По возвращении с военной службы Тихий продолжил заниматься живописью и стал одним из «Пятерки из Брно» (вместе с В.Васичеком, Б.Маталем, Р.Фремундом и И.Вацульковой). Эти пять художников осмелились противостоять официальной доктрине социалистического реализма в пользу модернистских и экспрессионистских идеалов.

мирослав тихий, фотограф, художник, фотобиеннале, фотоаппарат

К середине 1950-х постоянное давление режима на культурную жизнь и слишком пристальное внимание чиновников от культуры (а также полиции) к работе Тихого привели к серьезному психическому расстройству, мании преследования и творческому бессилию. Много раз он выбрасывал и уничтожал картины, окончательно потерял интерес к рисунку и живописи и начал заниматься фотографией, в 1960-х перестал заботиться о своей внешности — перестал стричь волосы и ногти, стирать одежду, став полным антиподом успешного и счастливого представителя социалистического общества и всячески противясь нормализации. Тихий говорил, что ему нужна лишь крона в день, он почти ничего не ест и в день выпивает ведро воды. Полиция постоянно арестовывала Тихого, неизменно накануне больших праздников и городских гуляний, и отправляла в сумасшедший дом. Тихий рассказывает Баксбауму историю о том, как однажды его забыли забрать. Он вышел прогуляться в город, сел на верхнюю ступеньку церкви напротив временной деревянной трибуны на площади и предстал на обозрение всего города, и уже через пару минут был возвращён в лечебницу. «Я самурай. Моя единственная цель — сокрушить противника. Я пророк разложения и пионер хаоса, потому как лишь из хаоса может родиться нечто новое», — говорил Тихий. Этот жизненный принцип и лёг в основу его творчества.

мирослав тихий, фотобиеннале, художник, фотограф, фотоаппарат

Фотоаппараты Тихий конструировал из фанеры, картона, дренажных труб, катушек из-под ниток, детских телескопов и линз от старых очков, скреплял детали с помощью клея и собранного на улице асфальта, полировал линзы сигаретным пеплом и зубной пастой. С такой камерой он украдкой фотографировал женщин — быстро, незаметно и с достаточно большого расстояния. Тема его фотографий — почти исключительно изображения женщин, которых Тихий встречал на улицах Кийова или в бассейне. Также он делал снимки своего города и неживой природы. Для экономии он выбирал формат пленки 60 мм, которую резал пополам. В день снимал три плёнки, сто фотографий. Потом проявлял, выбирал какие-то негативы, печатал и откладывал в сторону. Сам Тихий объяснял процесс печати так: «Я ничего не выбирал. Я смотрел на фотоувеличитель и печатал всё, что казалось мне похожим на мир. Но что такое мир? Да всё что угодно».

мирослав тихий, фотобиеннале, художник, фотограф, фотоаппарат

мирослав тихий, фотобиеннале, художник, фотограф, фотоаппарат

Мастерская и жилище Тихого представляло собой настоящую свалку — книг, негативов, картин, рисунков, отпечатанных фотографий, найденных объектов, обрезков картона. Он собственноручно обрамлял фотографии. Из бумажных пакетов, газет, книжных страниц, рисунков и картона он делал подложки, подходящие по цвету к снимкам. Потом художник приклеивал фотографию или вырезал рамку. После того, как снимок получал паспарту, он разрисовывал его красками или цветными карандашами.

мирослав тихий, фотобиеннале, художник, фотограф, фотоаппарат

«Женщины для меня — всего лишь мотив. Стоящая, нагибающаяся или сидящая фигура. Движение, походка. Ничего более меня не интересует, я не схожу с женщинами с ума. Эротизм это всего лишь сон, всё в этом мире лишь наша иллюзия. Ничто из того, что я думаю или делаю, я не принимаю всерьёз», — говорил Тихий в беседах с Баксбаумом. — «Ошибка, вот что делает подлинной поэзию, придаёт ей живописные качества. Философия это абстракция, фотография же вполне реальна, это восприятие, то, что ты видишь своими глазами, и всё в ней происходит так быстро, что ты можешь не увидеть этого вовсе. И просто обязательно иметь плохую камеру! Если хочешь быть знаменитым, нужно быть хуже всех!»

мирослав тихий, фотобиеннале, художник, фотограф, фотоаппарат

Тихий снимал украдкой, как вуайерист: в удачный момент быстро доставал спрятанный под свитером фотоаппарат и делал снимок, не глядя в видоискатель, таким образом, «успевая поймать ласточку в полёте». Эта манера съёмки объясняет стиль Тихого — слабоэкспонированные фотографии, мало четких, огромное количество негативов. Он объяснял: «У меня была норма — достаточное количество кадров в день, норма на каждый день, на все пятнадцать лет. А когда я выполнил свой план, я остановился». Он прекратил снимать в начале 90-х.

мирослав тихий, фотобиеннале, художник, фотограф, фотоаппарат

мирослав тихий, фотобиеннале, художник, фотограф, фотоаппарат, девушки

В родном городе про Мирослава говорили, что он был «лучше, чем безумец, но хуже, чем просто вуайерист», поскольку он использовал фотографию как ширму для своего психического отклонения. Широкой публике работы Тихого открыл в конце 1990-го давний друг Роман Буксбаум. Первая персональная выставка была организована куратором Харольдом Зееманом на Биеннале в Севилье в 2004 году, за ней последовала ретроспектива в Кунстхаусе Цюриха и премия «Открытие года» на фестивале «Фотографические встречи в Арле» в 2005, большая персональная выставка в Чехии и признание во всем мире.

мирослав тихий, фотобиеннале, художник, фотограф, фотоаппарат

Источники:

Опубликовал(а): Рома Кобальт

Оставить комментарий

Сообщение (обязательно):

Имя (обязательно):

Веб-сайт:

Проверочный вопрос: