5 сентября 2017 г. с. Фешево
Поселение находится: Тверская область, Бежецкий район.
Координаты местности: 57.946178, 36.694196
Дата образования: Село отмечено на топографической межевой карте Тверской губернии Александра Ивановича Менде (Мендт). Показана местность на 1848-1849 годы. Была опубликована Императорским Русским географическим обществом в 1853 году. Масштаб карты: 1:84000 (две версты в одном дюйме, двухверстовка). Источники с более ранним упоминанием данного поселения не известны.
Дата снятия с учета: —
Топонимика: —
По сведениям 1859 года в селе было 62 двора, проживало 332 человека (154 мужского пола и 178 женского). В селе находится церковь Казанской иконы Божией Матери (построена между 1812 и 1819 гг.). Расположена при реке Уйвешь (Уевежь).
Поселение находилось от:
— уездного города в 15 верстах;
— квартиры станового пристава в 15 верстах;
В 1859 году с. Фешево входила в состав Тверской губернии, Бежецкого уезда, 2-го стана.
Урочище на месте опустевшего населённого пункта.
Из архивных документов села:
Расположена на кладбище восточнее центральной части села. Построена на средства прихожан по проекту, засвидетельствованному губернским архитектором И.Ф. Эгетмейером, в 1812-25 гг., сменив одноименную деревянную церковь 1731 г. В 1825 г. в трапезной освятили придел Рождества Христова. Главный престол был освящен, возможно, в 1833 г. В 1898 г. был утвержден проект перестройки здания, в соответствии с которым старую трапезную небольших размеров со скругленными углами и примыкавшую к ней колокольню разобрали, а вместо них в 1901 — нач. 1910-х гг. под наблюдением губернского архит. В.И. Назарина возвели более обширную трапезную с трехъярусной колокольней, имевшей по сторонам две одинаковые палатки. К настоящему времени колокольня и боковые палатки почти полностью разрушены. Не сохранились также двухколонные портики на боковых фасадах храма. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями декора. Стены храма и апсиды снаружи оштукатурены и побелены; трапезная, имеющая гранитный цоколь, не оштукатурена. Храм в стиле зрелого классицизма с довольно редкой объемной композицией сочетается с эклектичной трапезной, формы которой ориентируются на барокко и классицизм.
Основной объем представляет собой двусветный четверик со скругленными между раскреповками углами, вытянутый по поперечной оси и завершенный купольной ротондой с цилиндрическим барабаном (глава утрачена). С востока к храму примыкает пониженная полукруглая в плане двусветная апсида, несколько уступающая ему по ширине, с запада — более широкая прямоугольная трапезная. От колокольни сохранились фрагменты двух восточных пилонов, от боковых палаток — не значительные остатки северной и южной стен. Особенностью трехосевой композиции боковых фасадов четверика храма является размещение фланговых оконных осей на скругленных углах.
Центральная ось отмечена широкой квадратной нишей с прямоугольным дверным проемом и большим полуциркульным окном второго света. Дверной проем фланкирован белокаменными полуколоннами тосканского ордера, несущими арочный люнет. Полуциркульное окно акцентировано клинчатым замком. На фланговых осях окна первого света прямоугольные с профилированными белокаменными подоконниками и прямоугольными фартуками. Окна второго света, забранные решетками «в расщеп», имеют слегка овальную форму. Оформление скругленных углов четверика дополняют ромбические филенки, расположенные в простенках между окнами первого и второго света. Стены четверика завершены слабо профилированным кирпичным карнизом с крупными белокаменными дентикулами. На ротонде равномерно размещены арочные окна без наличников. По верху ее стен проходит антаблемент с несложным карнизом и невысоким аттиком. На апсиде прямоугольные окна первого света и овальные второго аналогичны проемам на скругленных углах четверика. Боковые фасады трапезной в семь окон симметричны по композиции. Средняя часть фасадов, акцентированная ризалитами небольшого выноса с пилястрами на флангах, завершена аттиковым антаблементом с филенчатым фризом, несущим треугольный фронтон. Все окна прямоугольные, три средних проема выделены наличниками с пилястрами и лучковыми сандриками. Более скромные рамочные наличники фланговых окон, вписанных в большие прямоугольные ниши, завершены простыми полочками.
В интерьере храма доминирует высокое центральное подкупольное пространство. Ротонда опирается на подпружные арки и паруса. Широкие боковые проемы открываются в узкие со срезанными углами притворы, перекрытые коробовыми сводами с распалубками. Апсида, связанная с храмом таким же широким проемом, перекрыта конхой с распалубками над окнами. В трапезной четыре крещатых столба образуют трехнефное пространство, перекрытое системой коробовых сводов с большими распалубками.
В основном объеме сохранились фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в., выполненной в академической манере. В своде храма видны следы фигур архангелов, в простенках барабана изображены апостолы. Подпружные арки украшены пышным гризайльным орнаментом с розами и виноградными гроздьями. На своде алтаря написан Святой Дух в виде голубя, окруженный херувимами. В простенках между окнами в скругленных рамах расположены фигуры святителей (с севера — Василий Великий). На северной стене размещена композиция «Моление о чаше».
Опубликовал(а): Рома Кобальт
Оставить комментарий